Методические рекомендации к уроку по русскому языку (5класс)
1. Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я 2. Тип урока: Урок объяснения нового материала 3. Цели урока: Образовательная – Сформулировать представление о том, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука;
Развивающие – Актуализация знаний о фонетике; совершенствование навыка выполнения фонетического разбора слова; совершенствование навыка определения количества букв и звуков в слове; совершенствование навыка распознавания одного и двух звуков букв е, ё, ю, я;
Воспитательные – воспитать внимание; сформировать уважение и любовь к словесному искусству; воспитать интерес к познанию; воспитать интерес к зиме, как к одному из прекрасных времён года; способствовать развитию духа коллективизма; 4. Оборудование: учебник по русскому зыку (Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В. 2ч. –М.: Просвещение, 2012., раздаточный материал – стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро», таблица, правило, презентация, кроссворд. 5. План урока: Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности ребят к уроку (наличие книг, тетрадей), создание благоприятной атмосферы и положительной мотивации к занятию, настрой ребят на активную и плодотворную работу.
I.Актуализация знаний:
1) Слово учителя; 2) Работа в группах (раздаточный материал и видеозапись); 3) Обобщение.
II.Формирование нового способа действия: 1) Слово учителя (презентация); 2) Работа с таблицей, создание проблемной ситуации (презентация, раздаточный материал); 3) Обобщение (презентация, раздаточный материал). III.Формирование применения и навыков: 1) Работа со словами: определение у них количества букв и звуков (презентация). 2) Работа с таблицей (презентация). 3) Работа с кроссвордом (работа с программой Hot Potatoes. JCross, Google Chrome интерактивная доска). 4) Обобщение Подведение итогов: 1)выставление оценок; 2) домашнее задание.
6. Конспект урока: Организационный момент: Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Пожалуйста, проверьте, ручки, тетради и учебники.
I. Актуализация знаний: 1) Слово учителя. 2 минуты Учитель: У алфавита миллиард прочтений, А букв всего лишь тридцать три. Он – разум истины и колыбель решений, Творит из букв свои следы. (Б. Сердюк) На прошлых уроках мы с вами начали рассматривать раздел русского языка, который изучает буквы и звуки. Давайте вспомним, как он называется? Ученики: Фонетика - раздел русского языка, который изучает буквы и звуки. Учитель: Мы вспомнили, какие звуки относятся к гласным, какие к согласным, их виды. Какие буквы не обозначают звуков? Ученики: Буквы ь и ъ. 2)Работа в группах (раздаточный материал и видеозапись). 10 минут Учитель: Сейчас мы с вами выполним небольшую работу в группах, сначала прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» и определим его тему. Ученики: Тема природы и любви. Учитель: Теперь поработаем с некоторыми словами из этого произведения. Делимся на 3 группы. Вам нужно: (раздаточный материал) 1-я группа: Придумать как можно больше слов, используя буквы из слова ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ (только существительные ед. и мн. числа); 2-я группа: Фонетический разбор слова КРАСАВИЦА. 3-я группа: Укажите количество букв и звуков в словах МОРОЗ, ПРОСНИСЬ, ВЗОРЫ, НОСИЛАСЬ, СТОЛЬ. (Трое учеников работают у доски) Ученики: 1-я группа: Кол, лико, век, лев, лов, пол, пены, вены, липы, пилы, вилы, лепки и т. д. 2-я группа: Красавица [краса́в'ица] К [к] – согласный, твёрдый парный, глухой парный; Р [р] - согласный, твёрдый парный, звонкий непарный (сонорный); А [а] - гласный, безударный; С [с] – согласный, твёрдый парный , глухой парный; А [а́] – гласный, ударный; В [в΄] – согласный, мягкий парный, звонкий парный; И [и] – гласный, безударный; Ц [ц] – согласный, твёрдый непарный, глухой непарный; А [а] – гласный, безударный. 9 букв, 9 звуков. 3-я группа: Мороз -5 букв, 5 звуков; проснись – 8 букв, 7 звуков; взоры – 5 букв, 5 звуков; носилась – 8 букв, 7 звуков; столь- 5 букв, 4 звука. 2) Обобщение. 2 минуты Раздел науки, который изучает звуки и буквы называется фонетика. Звуки делятся на гласные и согласные, гласные бывают ударные и безударные, согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Ъ и ь звуков не обозначают. II. Формирование нового способа действия: 1) Слово учителя (презентация) 5 минут Учитель: Сегодня мы с вами поработаем с буквами и звуками Е, Ё, Ю, Я. Давайте вспомним какие звуки они обозначают? Ученики: е – [э], ё - [о], ю - [у], я - [а] и согласные перед этими буквами практически всегда мягкие. Учитель: А знаете ли вы происхождение этих букв в русском языке? Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка. • Буква Ю сохранила свое написание, но называлась раньше йотированный оук: ЛЮДИIЄ – люди; Буквы Е и Я имели совсем иные написания и названия. • Буква Я раньше называлась юс малый Ѧ и йотированный юс малый Ѩ : памѧть – память, ѨЗЫКЪ – язык; • Буква Е имела целых 4 варианта - ь (ерь), Ѣ (ять), Є (есть), IЄ(йотированный есть): ЧЬТЬЦЬ - чтец ( Ь в сильной позиции), БѢСЪ - бес, КЄДРЪ – кедр, АБИIЄ – тотчас. • Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв. Она появилась значительно позже и известна точная дата её происхождения. 1783 год считается годом рождения этой буквы, и полагают, что автором её является Н. М. Карамзин. На письме долгое время звук [й΄о] не имел буквенного варианта, именно эта буква стала обозначать данный звук. Посмотрите, каждая из этих букв имела варианты с йотированным звуком, это значит, что они произносились вместе со звуком [й΄]. В современном русском языке эти буквы тоже иногда обозначают не один, а два звука. (Записывают тему в тетрадь) 2) Работа с таблицей. Создание проблемной ситуации (презентация, раздаточный материал). 7 минут Мы должны сегодня научиться различать, когда эти буквы обозначают один звук, когда два. Посмотрите на таблицу, что объединяет каждую группу? Запишите вывод в 3 строке:
Ученики: 1 звук 2 звука 2 звука 2 звука снЕг [э] лЁд [о] лЮди [у] блестЯщий [а] Ежегодный [й΄э] Ёлка [й΄о] Юрта [й΄у] Январь [й΄а] млеЕт [й΄э] поЁт [й΄о] уЮт [й΄у] веяние [й΄а] взъЕрошить [й΄э] подъЁм [й΄о] вьЮга [й΄у] разъЯрённый [й΄а] После согласной буквы В начале слова После гласной буквы После ь и ъ 3) Обобщение (презентация, раздаточный материал) 2 минуты. Ученики в тетради для правил записывают таблицу и схему:
III. Формирование применения умений и навыков (презентация): 6)Работа со словами: определение у них количества букв и звуков (устно) 2 минуты. Учитель: Сейчас мы с вами поработаем над этой темой, для начала определим слова, в которых звуков больше чем звуков: МЕТЕЛЬ, ЕЛЬ, МЕСЯЦ, ТАЕШЬ, СНЕЖИНКА, ЯКУТ, ЛЕТАЕТ, БУРЯ. Ученики: Якут и летает. 7)Работа с таблицей. 5 минут Учитель: Прочитайте стихотворение, затем выпишите из него слова, в которых встречаются буквы е, ё, ю, я, вписав их в нужный столбик.
Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. (Есенин)
Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука
Ученики: Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука лес поёт сосняка аукает далёкую баюкает седые глубокого метелица седые шелковым игривые стелется сиротлиые детки 5) Работа с кроссвордом (работа с программой Hot Potatoes. JCross, интерактивная доска). 5 минут Ученики: Теперь поработаем с кроссвордом, ваша задача- разгадать все слова. Правильный ответ записываете в том виде, который представлен в первоначальном тексте.
По горизонтали: 2. Выпишите слово, в котором звук [э] встречается два раза, смягчающий предыдущие согласные: Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой вьется по земле Легкая поземка. 3. В каком слове звуков меньше, чем букв? Зимний вечер коротая, Наклонилась над столом: То ли пишешь, то ль читаешь, То ли думаешь о чем. 6. В каком слове есть звук [э], который смягчает предыдущий согласный? Открываем календарь - Начинается январь. 7. В каком слове 5 звуков? Лежит пушистая, Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая! 8. В каком слове есть звук [й'о] - Для кого поешь, пурга, В серебристые рога? - Для малюток-медвежат, Что в берлоге крепко спят. По вертикали: 1. В каком слове 9 звуков? Все цепенеет, Лишь ветер злой, Бушуя, воет И небо кроет Седою мглой. 4. Найдите слово, которое имеет звук [й'у] Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло. 5. В каком слове есть звук [о], который смягчает предыдущий согласный? Над Кремлевскою стеной - Самолетов звенья. Слава армии родной В день ее рожденья! Ученики:
6) Обобщение. 1 минута Звуки е, ё, ю, я имеют давнее происхождение. Они могут обозначать 1 или 2 звука, в зависимости от того, какое место в слове они занимают. Если они находятся после согласного, то обозначают один звук; если они находятся в начале слова, после гласного звука или после ъ, ь, то обозначают 2 звука.
Подведение итогов: 1 минута
1) выставление оценок;
2) домашнее задание: Выучить правило, по группам приготовить сообщение о роли букв е, ё, ю, я в современном русском языке (проектная деятельность).
Уважаемая Мария Львовна!Ваш материал не допущен к участию в конкурсе, т.к. материал должен быть размещен на Яндекс-диск http://disk.yandex.ru/ или Google-документы - http://docs.google.com или Облако@mail.ru. Технический эксперт Наталья Леонидовна Мельникова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]