Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    http://myphonebox.ucoz.ru/


    Воскресенье, 20.08.2017, 18:29ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок русского языка

    Двойная роль букв е,ё,ю,я
    [ · Скачать удаленно (4.6 MB) ] 29.08.2015, 21:12
    Методические рекомендации к уроку
    по русскому языку (5класс)

    1. Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я
    2. Тип урока: Урок объяснения нового материала
    3. Цели урока:
    Образовательная –
     Сформулировать представление о том, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука;

    Развивающие –
     Актуализация знаний о фонетике;
     совершенствование навыка выполнения фонетического разбора слова;
     совершенствование навыка определения количества букв и звуков в слове;
     совершенствование навыка распознавания одного и двух звуков букв е, ё, ю, я;

    Воспитательные –
     воспитать внимание;
     сформировать уважение и любовь к словесному искусству;
     воспитать интерес к познанию;
     воспитать интерес к зиме, как к одному из прекрасных времён года;
     способствовать развитию духа коллективизма;
    4. Оборудование: учебник по русскому зыку (Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В. 2ч. –М.: Просвещение, 2012., раздаточный материал – стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро», таблица, правило, презентация, кроссворд.
    5. План урока:
    Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности ребят к уроку (наличие книг, тетрадей), создание благоприятной атмосферы и положительной мотивации к занятию, настрой ребят на активную и плодотворную работу.

    I.Актуализация знаний:

    1) Слово учителя;
    2) Работа в группах (раздаточный материал и видеозапись);
    3) Обобщение.

    II.Формирование нового способа действия:
    1) Слово учителя (презентация);
    2) Работа с таблицей, создание проблемной ситуации (презентация, раздаточный материал);
    3) Обобщение (презентация, раздаточный материал).
    III.Формирование применения и навыков:
    1) Работа со словами: определение у них количества букв и звуков (презентация).
    2) Работа с таблицей (презентация).
    3) Работа с кроссвордом (работа с программой Hot Potatoes. JCross, Google Chrome интерактивная доска).
    4) Обобщение
    Подведение итогов:
    1)выставление оценок;
    2) домашнее задание.

    6. Конспект урока:
    Организационный момент:
    Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Пожалуйста, проверьте, ручки, тетради и учебники.

    I. Актуализация знаний:
    1) Слово учителя. 2 минуты
    Учитель: У алфавита миллиард прочтений,
    А букв всего лишь тридцать три.
    Он – разум истины и колыбель решений,
    Творит из букв свои следы. (Б. Сердюк)
    На прошлых уроках мы с вами начали рассматривать раздел русского языка, который изучает буквы и звуки. Давайте вспомним, как он называется?
    Ученики: Фонетика - раздел русского языка, который изучает буквы и звуки.
    Учитель: Мы вспомнили, какие звуки относятся к гласным, какие к согласным, их виды. Какие буквы не обозначают звуков?
    Ученики: Буквы ь и ъ.
    2)Работа в группах (раздаточный материал и видеозапись). 10 минут
    Учитель: Сейчас мы с вами выполним небольшую работу в группах, сначала прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» и определим его тему.
    Ученики: Тема природы и любви.
    Учитель: Теперь поработаем с некоторыми словами из этого произведения. Делимся на 3 группы. Вам нужно: (раздаточный материал)
    1-я группа: Придумать как можно больше слов, используя буквы из слова ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ (только существительные ед. и мн. числа);
    2-я группа: Фонетический разбор слова КРАСАВИЦА.
    3-я группа: Укажите количество букв и звуков в словах МОРОЗ, ПРОСНИСЬ, ВЗОРЫ, НОСИЛАСЬ, СТОЛЬ. (Трое учеников работают у доски)
    Ученики:
    1-я группа: Кол, лико, век, лев, лов, пол, пены, вены, липы, пилы, вилы, лепки и т. д.
    2-я группа: Красавица [краса́в'ица]
    К [к] – согласный, твёрдый парный, глухой парный;
    Р [р] - согласный, твёрдый парный, звонкий непарный (сонорный);
    А [а] - гласный, безударный;
    С [с] – согласный, твёрдый парный , глухой парный;
    А [а́] – гласный, ударный;
    В [в΄] – согласный, мягкий парный, звонкий парный;
    И [и] – гласный, безударный;
    Ц [ц] – согласный, твёрдый непарный, глухой непарный;
    А [а] – гласный, безударный.
    9 букв, 9 звуков.
    3-я группа:
    Мороз -5 букв, 5 звуков;
    проснись – 8 букв, 7 звуков;
    взоры – 5 букв, 5 звуков;
    носилась – 8 букв, 7 звуков;
    столь- 5 букв, 4 звука.
    2) Обобщение. 2 минуты Раздел науки, который изучает звуки и буквы называется фонетика. Звуки делятся на гласные и согласные, гласные бывают ударные и безударные, согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Ъ и ь звуков не обозначают.
    II. Формирование нового способа действия:
    1) Слово учителя (презентация) 5 минут
    Учитель: Сегодня мы с вами поработаем с буквами и звуками Е, Ё, Ю, Я. Давайте вспомним какие звуки они обозначают?
    Ученики: е – [э], ё - [о], ю - [у], я - [а] и согласные перед этими буквами практически всегда мягкие.
    Учитель: А знаете ли вы происхождение этих букв в русском языке?
    Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка.
    • Буква Ю сохранила свое написание, но называлась раньше йотированный оук: ЛЮДИIЄ – люди;
    Буквы Е и Я имели совсем иные написания и названия.
    • Буква Я раньше называлась юс малый Ѧ и йотированный юс малый Ѩ :
    памѧть – память, ѨЗЫКЪ – язык;
    • Буква Е имела целых 4 варианта - ь (ерь), Ѣ (ять), Є (есть),
    IЄ(йотированный есть): ЧЬТЬЦЬ - чтец ( Ь в сильной позиции), БѢСЪ - бес, КЄДРЪ – кедр, АБИIЄ – тотчас.
    • Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв. Она
    появилась значительно позже и известна точная дата её происхождения. 1783 год считается годом рождения этой буквы, и полагают, что автором её является Н. М. Карамзин. На письме долгое время звук [й΄о] не имел буквенного варианта, именно эта буква стала обозначать данный звук.
    Посмотрите, каждая из этих букв имела варианты с йотированным звуком, это значит, что они произносились вместе со звуком [й΄]. В современном русском языке эти буквы тоже иногда обозначают не один, а два звука. (Записывают тему в тетрадь)
    2) Работа с таблицей. Создание проблемной ситуации (презентация, раздаточный материал). 7 минут
    Мы должны сегодня научиться различать, когда эти буквы обозначают один звук, когда два. Посмотрите на таблицу, что объединяет каждую группу? Запишите вывод в 3 строке:

    1 звук 2 звука 2 звука 2 звука
    снЕг [э]
    лЁд [о]
    лЮди [у]
    блестЯщий [а]
    Ежегодный [й΄э]
    Ёлка [й΄о]
    Юрта [й΄у]
    Январь [й΄а] млеЕт [й΄э]
    поЁт [й΄о]
    уЮт [й΄у]
    веяние [й΄а] взъЕрошить [й΄э]
    подъЁм [й΄о]
    вьЮга [й΄у]
    разъЯрённый [й΄а]
    ? ? ? ?

    Ученики:
    1 звук 2 звука 2 звука 2 звука
    снЕг [э]
    лЁд [о]
    лЮди [у]
    блестЯщий [а]
    Ежегодный [й΄э]
    Ёлка [й΄о]
    Юрта [й΄у]
    Январь [й΄а] млеЕт [й΄э]
    поЁт [й΄о]
    уЮт [й΄у]
    веяние [й΄а] взъЕрошить [й΄э]
    подъЁм [й΄о]
    вьЮга [й΄у]
    разъЯрённый [й΄а]
    После согласной буквы В начале слова После гласной буквы После ь и ъ
    3) Обобщение (презентация, раздаточный материал) 2 минуты. Ученики в тетради для правил записывают таблицу и схему:

    III. Формирование применения умений и навыков (презентация):
    6)Работа со словами: определение у них количества букв и звуков (устно) 2 минуты.
    Учитель: Сейчас мы с вами поработаем над этой темой, для начала определим слова, в которых звуков больше чем звуков: МЕТЕЛЬ, ЕЛЬ, МЕСЯЦ, ТАЕШЬ, СНЕЖИНКА, ЯКУТ, ЛЕТАЕТ, БУРЯ.
    Ученики: Якут и летает.
    7)Работа с таблицей. 5 минут
    Учитель: Прочитайте стихотворение, затем выпишите из него слова, в которых встречаются буквы е, ё, ю, я, вписав их в нужный столбик.

    Поет зима - аукает,
    Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.
    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далекую
    Седые облака.

    А по двору метелица
    Ковром шелковым стелется,
    Но больно холодна.
    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна. (Есенин)

    Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука


    Ученики:
    Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука
    лес поёт
    сосняка аукает
    далёкую баюкает
    седые глубокого
    метелица седые
    шелковым игривые
    стелется сиротлиые
    детки
    5) Работа с кроссвордом (работа с программой Hot Potatoes. JCross, интерактивная доска). 5 минут
    Ученики: Теперь поработаем с кроссвордом, ваша задача- разгадать все слова. Правильный ответ записываете в том виде, который представлен в первоначальном тексте.

    По горизонтали:
    2. Выпишите слово, в котором звук [э] встречается два раза, смягчающий предыдущие согласные:
    Дуют ветры в феврале,
    Воют в трубах громко.
    Змейкой вьется по земле
    Легкая поземка.
    3. В каком слове звуков меньше, чем букв?
    Зимний вечер коротая,
    Наклонилась над столом:
    То ли пишешь, то ль читаешь,
    То ли думаешь о чем.
    6. В каком слове есть звук [э], который смягчает предыдущий согласный?
    Открываем календарь -
    Начинается январь.
    7. В каком слове 5 звуков?
    Лежит пушистая,
    Снежинка смелая.
    Какая чистая,
    Какая белая!
    8. В каком слове есть звук [й'о]
    - Для кого поешь, пурга,
    В серебристые рога?
    - Для малюток-медвежат,
    Что в берлоге крепко спят.
    По вертикали:
    1. В каком слове 9 звуков?
    Все цепенеет,
    Лишь ветер злой,
    Бушуя, воет
    И небо кроет
    Седою мглой.
    4. Найдите слово, которое имеет звук [й'у]
    Ночью буря бушевала,
    А с рассветом на село,
    На пруды, на сад пустынный
    Первым снегом понесло.
    5. В каком слове есть звук [о], который смягчает предыдущий согласный?
    Над Кремлевскою стеной -
    Самолетов звенья.
    Слава армии родной
    В день ее рожденья!
    Ученики:

    6) Обобщение. 1 минута Звуки е, ё, ю, я имеют давнее происхождение. Они могут обозначать 1 или 2 звука, в зависимости от того, какое место в слове они занимают. Если они находятся после согласного, то обозначают один звук; если они находятся в начале слова, после гласного звука или после ъ, ь, то обозначают 2 звука.

    Подведение итогов: 1 минута

    1) выставление оценок;

    2) домашнее задание: Выучить правило, по группам приготовить сообщение о роли букв е, ё, ю, я в современном русском языке (проектная деятельность).
    Категория: Урок русского языка | Добавил: Мария90
    Просмотров: 500 | Загрузок: 162 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Уважаемая Мария Львовна! Ваш материал не  допущен к участию в конкурсе, т.к. материал  должен быть размещен  на  Яндекс-диск http://disk.yandex.ru/   или  Google-документы - http://docs.google.com  или  Облако@mail.ru.
     Технический эксперт Наталья Леонидовна Мельникова

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2017