Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Суббота, 20.04.2024, 11:28ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок русского языка

    Фразеологизмы - спутники нашей жизни
    [ · Скачать удаленно () ] 16.09.2014, 03:51
    План учебного занятия в 6 классе
    Фразеологизмы – спутники нашей жизни (Лексико-фразеологическая норма, её варианты)

    Тема: Фразеологизмы – спутники нашей жизни (Лексико-фразеологическая норма, её варианты).
    Тип занятия: урок получения новых знаний
    Форма: теоретическое занятие
    Учебно-организационная деятельность: индивидуально-групповая работа
    Оснащение занятия: Словари фразеологизмов, презентация мультимедиа, тетради
    Место проведения: кабинет русского языка и культуры речи
    Продолжительность: 1 урок - 45 мин.

    Учебно-технологическая карта занятия и её методическое обоснование.

    1. Организационный момент 1 мин.
    Цель: Представление классу, мобилизация учащихся на учебно-практическую деятельность.

    2. Сообщение целей и задач занятия 2 мин.

    В ходе беседы уч-ся сами формулируют тему, цели и задачи урока
    Скажите, кто не слышал таких оборотов речи, как «сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, не в своей тарелке?» Как мы называем такие обороты?(-Фразеологизмы) Действительно, они нас окружают везде: на работе, на улице, в литературе. А еще знание этой темы будет проверяться на итоговой аттестации. Так какова будет тема урока? (Фразеологизмы – спутники нашей жизни). И о чем мы будем говорить?( Лексико-фразеологическая норма, её варианты).
    Образовательные:
    - знать: лексико-фразеологическую норму, её варианты
    - подготовка к ГИА и ЕГЭ
    Развивающие:
    - уметь: владеть нормами словоупотребления.
    Воспитательные: - эстетическое воспитание
    - формирование культуры речи и культуры употребления слов

    3. Актуализация опорных знаний. 3 мин.

    Этап 1 Начало начал. Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).
    Слово «ФРАЗЕОЛОГИЯ» произошло путем сложения двух греческих слов: phrasis (фрасис) + logos (логос) – выражение, оборот.
    Этап 2 Зри в корень Лексика (1.словарный состав языка, 2. наука, изучающая словарный состав языка), языковая норма (норма употребления слов), Фразеология (наука, изучающая устойчивые словосочетания), фразеологизм (устойчивое сочетание слов), вспомните фразеологизмы и их значение.

    4. Работа над темой: 35 мин.
    I. Слово учителя.
    Сообщение темы, целей, задач занятия (мультимедиа, слайд 1,2 –«тема», «цели и задачи»)
    II. Групповая работа. Теоретическая часть
    Изложение нового материала (мультимедиа, слайд 3, «фразеологизмы»,
    4,5 «особенности фразеологизмов»
    6 «Стилистическая окраска»
    7 «эмоционально-экспрессивная окраска»
    8 «богатство фразеологии»)
    III. Индивидуально-групповая работа (взаимопроверки, самопроверки).
    Практическая часть
    Закрепление нового материала (мультимедиа, слайд 9-18, «задания»)

    5. Подведение итогов 5 мин. По занятию: о чем шла речь, что должны были узнать, что получили. Выставление оценок.

    Д.з.3 мин. Написать рассказ с использованием фразеологизмов.


    Ход занятия.

    1. Приветствие, доклад дежурного.(1 мин)
    2. Актуализация опорных знаний.(5 мин)
    На предыдущих занятиях мы с вами изучали множество различных понятий и терминов, говорили о богатстве русского языка и о том, что составляет это богатство. Давайте вспомним небольшую часть.
    Игра «вопрос-ответ»(Опрос). Лексика (1.словарный состав языка, 2. наука, изучающая словарный состав языка), языковая норма (норма употребления слов), Фразеология (наука, изучающая устойчивые словосочетания), фразеологизм (устойчивое сочетание слов), вспомните фразеологизмы и их значение.
    (Эвристическая беседа с группой о предстоящей теме). Как вы считаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
    3. Работа над темой. Наблюдаем материал, изучаем, делаем выводы.
    Сообщение темы, целей и задач.(№1,2)
    1. Изложение нового материала. Теоретическая часть. 20 мин.
    №3 Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, их также называют фразеологическими единицами и фразеологическими оборотами. В центре внимания культуры речи –предупреждение ошибок при употреблении фразеологизмов. (запись в тетрадь – 3 мин) Для этого следует ознакомиться с их особенностями.
    №4 Особенности фразеологизмов:
    Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом (раскинуть умом – подумать, кот наплакал – мало), является одним членом предложения. - 1 мин
    №5 Непроницаемость структуры (потупить взор – нельзя сказать: еще ниже потупить взор),
    Постоянство состава (нельзя сказать: кошка наплакала),
    Устойчивость грамматического строения (бить баклуши – нельзя: бить баклушу),
    Часто имеют закрепленный порядок слов (ни свет ни заря; всё течет, все изменяется – нельзя наоборот), 6 мин.
    №6 Имеют стилистическую окраску (разговорные – без году неделя, во всю ивановскую; книжные – ввести в эксплуатацию, давать показания; общеупотребительные – время от времени, сдержать слово), 4 мин
    №7 В эмоционально-экспрессивном отношении фразеологизмы делятся на группу с яркой эмоционально-экспрессивной окраской (разговорные окрашены в шутливые, иронические, презрительные тона - сесть в лужу, как снег на голову, только пятки засверкали; книжным присуще возвышенные, торжественные тона – единым фронтом, обагрить руки в крови) и группу, лишенную эмоционально – экспрессивной окраски, т.е. употребляемые в строго номинативной функции (железная дорога, открытое собрание, повестка дня), 5 мин.
    №8 Вспомним, в чем ещё, кроме стилистики и эмоциональной окраски выражается богатство языка. Фразеологизмы имеют синонимию (поминай как звали, след простыл, только его и видели, без слова тягу дал, как в воду канул), антонимию ( семи пядей во лбу – пороха не выдумает, кровь с молоком – ни кровинки в лице), многозначность (в основном фразеологизмы однозначны, но некоторые имеют несколько значений, н-р, валять дурака - 1.ничего не делать, 2. вести себя несерьезно, 3.делать глупости),
    Могут иметь соответствия среди свободных словосочетаний – н-р, прикусить язык, образность, частое использование в речи). 1 мин.

    2. Закрепление нового материала. Практическая часть. 40 мин.
    1. Подберите фразеологические обороты (см. II), синонимичные дан¬ным словам и словосочетаниям (см. I). 10 мин.
    I. 1)Весь день; 2)вылечивать; 3)главный помощник; 4)вдоволь, без ог¬раничения; 5)искренне; 6)наедине; 7)очень быстро; 8)сразу, в один прием; 9)немедленно; 10)обмануть; 11)отчаиваться, унывать; 12)привлекать к себе внимание, быть особо заметным; 13)очень близко, рядом; 14)осмеять, сделать предметом насмешки; 15)очень крепко (уснуть); 16)самым серь¬езным образом; 17)моментально появиться; 18)некстати, невпопад.
    II. 17)В два счета; 8)одним духом; 5)от всей души; 1)от зари до зари; 11)падать духом; 7)по горячим следам; 2)поднимать на ноги; 12)бросаться в глаза (кому-либо); 10)поймать на удочку; 3)правая рука; 4)сколько душе угодно; 6)с глазу на глаз; 13)в нескольких шагах; 14)поднять на смех; 15)мерт¬вым сном;16)не на шутку; 9)тут как тут; 18)ни к селу ни к городу.
    взаимопроверка

    2. (на выбор – 2 пары предложений). Составьте предложения, в которых каждое из приведенных ниже выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, затем — фразео¬логическим оборотом (значение последних см. во фразеологическом сло¬варе). Образец. Он на прощание махнул рукой.— На него уже дав¬но махнули рукой.- 5 мин.
    Не вытянешь клещами, висеть на хвосте, умывать руки, закры¬вать глаза, чистое поле, зеленая улица, опустить руки, каши не сваришь, держаться в тени, не находить себе места, лед тронулся, мышиная возня, блуждать в потемках.

    Подчеркните эти фразеологизмы как члены предложения.
    Укажите, в каком стиле речи может быть использован каждый из фразеологизмов.
    Общая проверка

    4.Физкультминутка фразеологическая. -1 мин.
    1. встать как стойкий оловянный солдатик
    2. развести руками
    3. дотянуться до неба
    4. опустить руки
    5. закатить глаза
    6. занять свое место

    3. Распределите фразеологизмы по группам:
    а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение. 1-2 мин.устно

    Гла¬зам своим не верить. На вер¬ху блаженства. Развести руками. Почувствовать себя на седьмом небе. Родился в сорочке. Ума не приложу.

    4. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова или обороты.-5мин,устно
    1. Рукой подать/близко 2. С первого взгляда/сразу 3. С горем пополам/еле-еле, кое-как 4.С первых слов/сразу 5. Засучив рукава/добросовестно 6. Затаив дыхание/ выжидая, не дыша 7. На каж¬дом шагу/ везде, всюду. 8. Остаться с носом/ проиграть 9. Опустить руки/расстроиться, перестать что-то делать 10. Так себе/ кое-как, ничего особенного.11.Черным по белому/ ясно, понятно. 12. Не на шутку/ серьезно 13. Козел отпущения/ тот, на кого сваливают вину 14. Два сапога пара/ похожие 15. Мороз по коже/ страшно

    5. Прочитайте фразеологизмы. Что обозначают? - 7 мин, устно, запись по выбору
    Alma mater – университет (студ.название)
    A priori – изначально, независимо от опыта, - аксиома
    Carte blanche – (букв. Чистый бланк) – неограниченные полномочия
    Post factum – после сделанного
    Post scriptum – после написанного
    Salto mortale – смертельный прыжок
    Status quo – сложившееся положение
    Volens nolens – волей неволей

    6. Тест. Запишите фразеологизмы, группируя их по стилистическому признаку: а) разговорно-бытовые; б) литературно-книжные; в) литературно-поэтические; г) официально-деловые; д) межстилевые. -10 мин
    А)Во все лопатки. в)воздушный замок, б)воздуш¬ный океан, г)вооруженные силы, д)время от времени, г)вступить в си¬лу, а)выжить из ума, г)довести до сведения, б) за тридевять земель, в) красная девица, лебединая песня, д)сдержать слово б)стереть с лица земли, г)тайное голосование, в)терно¬вый венец, а)так и сяк, б)холодная война, г)что и требовалось доказать.

    Самопроверка (ответы б и в можно считать равнозначными, не исправлять их).
    7. Найдите первую часть фразеологизма. -3 мин.устно
    1 (Пальцем) …о палец не ударить. 2. (Переливать) … из пустого в порожнее. 3. (Пе¬ремывать) … косточки. 4. (Своротить) … гору. 5. (Сидеть) … сложа руки. 6. (Считать) … ворон. 7. (Точить) … лясы. 8. (Чесать) … язык. 9. (Светиться) … от счастья.

    8. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы. – 3мин.устно
    1. В двух шагах./ У черта на куличках.2. Взять себя в руки./Опустить руки 3.Засучив рукава./Спустя рукава 4. Пасть духом. /Собраться с силами.

    5. Подведение итогов 10 мин. Подведем итоги.
    О чем сегодня говорили?
    Каковы особенности фразеологизмов?
    В чем заключается богатство фразеологии?
    Тетради сдадим, оценки выставлю в журнал.
    И закончить занятие хотелось бы словами Шолохова: «Необозримо многообразие человеческих отношений, кото¬рые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

    6.Д.з. Написать рассказ с использованием фразеологизмов.
    Категория: Урок русского языка | Добавил: olga04k
    Просмотров: 4102 | Загрузок: 563 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    Уважаемая Ольга Валериановна!
    Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация», т.к. данный материал не скачивается по причине допущенной Вами технической ошибки.
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024