План учебного занятия в 6 классе Фразеологизмы – спутники нашей жизни (Лексико-фразеологическая норма, её варианты)
Тема: Фразеологизмы – спутники нашей жизни (Лексико-фразеологическая норма, её варианты). Тип занятия: урок получения новых знаний Форма: теоретическое занятие Учебно-организационная деятельность: индивидуально-групповая работа Оснащение занятия: Словари фразеологизмов, презентация мультимедиа, тетради Место проведения: кабинет русского языка и культуры речи Продолжительность: 1 урок - 45 мин.
Учебно-технологическая карта занятия и её методическое обоснование.
1. Организационный момент 1 мин. Цель: Представление классу, мобилизация учащихся на учебно-практическую деятельность.
2. Сообщение целей и задач занятия 2 мин.
В ходе беседы уч-ся сами формулируют тему, цели и задачи урока Скажите, кто не слышал таких оборотов речи, как «сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, не в своей тарелке?» Как мы называем такие обороты?(-Фразеологизмы) Действительно, они нас окружают везде: на работе, на улице, в литературе. А еще знание этой темы будет проверяться на итоговой аттестации. Так какова будет тема урока? (Фразеологизмы – спутники нашей жизни). И о чем мы будем говорить?( Лексико-фразеологическая норма, её варианты). Образовательные: - знать: лексико-фразеологическую норму, её варианты - подготовка к ГИА и ЕГЭ Развивающие: - уметь: владеть нормами словоупотребления. Воспитательные: - эстетическое воспитание - формирование культуры речи и культуры употребления слов
3. Актуализация опорных знаний. 3 мин.
Этап 1 Начало начал. Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Слово «ФРАЗЕОЛОГИЯ» произошло путем сложения двух греческих слов: phrasis (фрасис) + logos (логос) – выражение, оборот. Этап 2 Зри в корень Лексика (1.словарный состав языка, 2. наука, изучающая словарный состав языка), языковая норма (норма употребления слов), Фразеология (наука, изучающая устойчивые словосочетания), фразеологизм (устойчивое сочетание слов), вспомните фразеологизмы и их значение.
4. Работа над темой: 35 мин. I. Слово учителя. Сообщение темы, целей, задач занятия (мультимедиа, слайд 1,2 –«тема», «цели и задачи») II. Групповая работа. Теоретическая часть Изложение нового материала (мультимедиа, слайд 3, «фразеологизмы», 4,5 «особенности фразеологизмов» 6 «Стилистическая окраска» 7 «эмоционально-экспрессивная окраска» 8 «богатство фразеологии») III. Индивидуально-групповая работа (взаимопроверки, самопроверки). Практическая часть Закрепление нового материала (мультимедиа, слайд 9-18, «задания»)
5. Подведение итогов 5 мин. По занятию: о чем шла речь, что должны были узнать, что получили. Выставление оценок.
Д.з.3 мин. Написать рассказ с использованием фразеологизмов.
Ход занятия.
1. Приветствие, доклад дежурного.(1 мин) 2. Актуализация опорных знаний.(5 мин) На предыдущих занятиях мы с вами изучали множество различных понятий и терминов, говорили о богатстве русского языка и о том, что составляет это богатство. Давайте вспомним небольшую часть. Игра «вопрос-ответ»(Опрос). Лексика (1.словарный состав языка, 2. наука, изучающая словарный состав языка), языковая норма (норма употребления слов), Фразеология (наука, изучающая устойчивые словосочетания), фразеологизм (устойчивое сочетание слов), вспомните фразеологизмы и их значение. (Эвристическая беседа с группой о предстоящей теме). Как вы считаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? 3. Работа над темой. Наблюдаем материал, изучаем, делаем выводы. Сообщение темы, целей и задач.(№1,2) 1. Изложение нового материала. Теоретическая часть. 20 мин. №3 Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, их также называют фразеологическими единицами и фразеологическими оборотами. В центре внимания культуры речи –предупреждение ошибок при употреблении фразеологизмов. (запись в тетрадь – 3 мин) Для этого следует ознакомиться с их особенностями. №4 Особенности фразеологизмов: Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом (раскинуть умом – подумать, кот наплакал – мало), является одним членом предложения. - 1 мин №5 Непроницаемость структуры (потупить взор – нельзя сказать: еще ниже потупить взор), Постоянство состава (нельзя сказать: кошка наплакала), Устойчивость грамматического строения (бить баклуши – нельзя: бить баклушу), Часто имеют закрепленный порядок слов (ни свет ни заря; всё течет, все изменяется – нельзя наоборот), 6 мин. №6 Имеют стилистическую окраску (разговорные – без году неделя, во всю ивановскую; книжные – ввести в эксплуатацию, давать показания; общеупотребительные – время от времени, сдержать слово), 4 мин №7 В эмоционально-экспрессивном отношении фразеологизмы делятся на группу с яркой эмоционально-экспрессивной окраской (разговорные окрашены в шутливые, иронические, презрительные тона - сесть в лужу, как снег на голову, только пятки засверкали; книжным присуще возвышенные, торжественные тона – единым фронтом, обагрить руки в крови) и группу, лишенную эмоционально – экспрессивной окраски, т.е. употребляемые в строго номинативной функции (железная дорога, открытое собрание, повестка дня), 5 мин. №8 Вспомним, в чем ещё, кроме стилистики и эмоциональной окраски выражается богатство языка. Фразеологизмы имеют синонимию (поминай как звали, след простыл, только его и видели, без слова тягу дал, как в воду канул), антонимию ( семи пядей во лбу – пороха не выдумает, кровь с молоком – ни кровинки в лице), многозначность (в основном фразеологизмы однозначны, но некоторые имеют несколько значений, н-р, валять дурака - 1.ничего не делать, 2. вести себя несерьезно, 3.делать глупости), Могут иметь соответствия среди свободных словосочетаний – н-р, прикусить язык, образность, частое использование в речи). 1 мин.
2. Закрепление нового материала. Практическая часть. 40 мин. 1. Подберите фразеологические обороты (см. II), синонимичные дан¬ным словам и словосочетаниям (см. I). 10 мин. I. 1)Весь день; 2)вылечивать; 3)главный помощник; 4)вдоволь, без ог¬раничения; 5)искренне; 6)наедине; 7)очень быстро; 8)сразу, в один прием; 9)немедленно; 10)обмануть; 11)отчаиваться, унывать; 12)привлекать к себе внимание, быть особо заметным; 13)очень близко, рядом; 14)осмеять, сделать предметом насмешки; 15)очень крепко (уснуть); 16)самым серь¬езным образом; 17)моментально появиться; 18)некстати, невпопад. II. 17)В два счета; 8)одним духом; 5)от всей души; 1)от зари до зари; 11)падать духом; 7)по горячим следам; 2)поднимать на ноги; 12)бросаться в глаза (кому-либо); 10)поймать на удочку; 3)правая рука; 4)сколько душе угодно; 6)с глазу на глаз; 13)в нескольких шагах; 14)поднять на смех; 15)мерт¬вым сном;16)не на шутку; 9)тут как тут; 18)ни к селу ни к городу. взаимопроверка
2. (на выбор – 2 пары предложений). Составьте предложения, в которых каждое из приведенных ниже выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, затем — фразео¬логическим оборотом (значение последних см. во фразеологическом сло¬варе). Образец. Он на прощание махнул рукой.— На него уже дав¬но махнули рукой.- 5 мин. Не вытянешь клещами, висеть на хвосте, умывать руки, закры¬вать глаза, чистое поле, зеленая улица, опустить руки, каши не сваришь, держаться в тени, не находить себе места, лед тронулся, мышиная возня, блуждать в потемках.
Подчеркните эти фразеологизмы как члены предложения. Укажите, в каком стиле речи может быть использован каждый из фразеологизмов. Общая проверка
4.Физкультминутка фразеологическая. -1 мин. 1. встать как стойкий оловянный солдатик 2. развести руками 3. дотянуться до неба 4. опустить руки 5. закатить глаза 6. занять свое место
Гла¬зам своим не верить. На вер¬ху блаженства. Развести руками. Почувствовать себя на седьмом небе. Родился в сорочке. Ума не приложу.
4. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова или обороты.-5мин,устно 1. Рукой подать/близко 2. С первого взгляда/сразу 3. С горем пополам/еле-еле, кое-как 4.С первых слов/сразу 5. Засучив рукава/добросовестно 6. Затаив дыхание/ выжидая, не дыша 7. На каж¬дом шагу/ везде, всюду. 8. Остаться с носом/ проиграть 9. Опустить руки/расстроиться, перестать что-то делать 10. Так себе/ кое-как, ничего особенного.11.Черным по белому/ ясно, понятно. 12. Не на шутку/ серьезно 13. Козел отпущения/ тот, на кого сваливают вину 14. Два сапога пара/ похожие 15. Мороз по коже/ страшно
5. Прочитайте фразеологизмы. Что обозначают? - 7 мин, устно, запись по выбору Alma mater – университет (студ.название) A priori – изначально, независимо от опыта, - аксиома Carte blanche – (букв. Чистый бланк) – неограниченные полномочия Post factum – после сделанного Post scriptum – после написанного Salto mortale – смертельный прыжок Status quo – сложившееся положение Volens nolens – волей неволей
6. Тест. Запишите фразеологизмы, группируя их по стилистическому признаку: а) разговорно-бытовые; б) литературно-книжные; в) литературно-поэтические; г) официально-деловые; д) межстилевые. -10 мин А)Во все лопатки. в)воздушный замок, б)воздуш¬ный океан, г)вооруженные силы, д)время от времени, г)вступить в си¬лу, а)выжить из ума, г)довести до сведения, б) за тридевять земель, в) красная девица, лебединая песня, д)сдержать слово б)стереть с лица земли, г)тайное голосование, в)терно¬вый венец, а)так и сяк, б)холодная война, г)что и требовалось доказать.
Самопроверка (ответы б и в можно считать равнозначными, не исправлять их). 7. Найдите первую часть фразеологизма. -3 мин.устно 1 (Пальцем) …о палец не ударить. 2. (Переливать) … из пустого в порожнее. 3. (Пе¬ремывать) … косточки. 4. (Своротить) … гору. 5. (Сидеть) … сложа руки. 6. (Считать) … ворон. 7. (Точить) … лясы. 8. (Чесать) … язык. 9. (Светиться) … от счастья.
8. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы. – 3мин.устно 1. В двух шагах./ У черта на куличках.2. Взять себя в руки./Опустить руки 3.Засучив рукава./Спустя рукава 4. Пасть духом. /Собраться с силами.
5. Подведение итогов 10 мин. Подведем итоги. О чем сегодня говорили? Каковы особенности фразеологизмов? В чем заключается богатство фразеологии? Тетради сдадим, оценки выставлю в журнал. И закончить занятие хотелось бы словами Шолохова: «Необозримо многообразие человеческих отношений, кото¬рые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».
6.Д.з. Написать рассказ с использованием фразеологизмов.
Уважаемая Ольга Валериановна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и недопущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация», т.к. данный материал не скачивается по причине допущенной Вами технической ошибки. Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа". С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]