Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Четверг, 25.04.2024, 16:24ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок русского языка

    Подготовка к сочинению по картине Г. Г. Мясоедова «Косцы»
    [ · Скачать удаленно (1,03 М) ] 22.08.2014, 23:35
    Тема урока: Подготовка к сочинению по картине Г. Г. Мясоедова «Косцы»
    Класс: 6
    Предмет: русский язык.
    Вид: урок развития речи.
    Цели урока:
    1. подготовить учащихся к сочинению описанию с элементами повествования;
    2. показать взаимосвязь разных жанров искусства;
    3. закрепить знания учащихся по лексике (прямое и переносное значение, метафоры, эпитеты)
    4. закрепить знания учащихся по синтаксису (виды словосочетаний)
    5. привить интерес к русской природе и искусству: литературе, живописи, музыке.
    Оборудование: мультимедийное устройство, интерактивная доска, презентации, музыкальное сопровождение ( аудиофрагмент пьесы П.И.Чайковского «Времена года». Июль. «Песнь косаря» №27464, аудиофрагмент песни «Не шуми ты, рожь», композитор А.Гурилев, А.Кольцова, исполнители Иван Скорбцов и Николай Тимченко), карточки.
    Предварительная подготовка: подготовка сообщения о художнике Г.Г.Мясоедове, выразительное чтение стихотворения А.А.Фета «Ты увидишь, за спиной косца»
    Ход урока:
    № Содержание урока Деятельность учеников Оборудо-вание
    1. Организационный момент.
    - Здравствуйте, ребята. Садитесь.
    2. Слово учителя:
    - Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению по картине Г.Г.Мясоедова «Страдная пора» («Косцы»).
    В первую очередь нас всегда интересует личность художника, прослушаем сообщение: «Жизнь и творчество художника Г.Г.Мясоедова» Слушание.
    3. Доклад ученика о художнике Г.Г.Мясоедове. Слушание. Презен-тация №1
    4. Слово о картине.
    Картина Г.Г. Мясоедова "Косцы" полна поэзии, светлого чувства, чего-то здорового и торжественного. Художник Мясоедов, конечно, понимал, как тяжел крестьянский труд. Но он хотел показать, что работа для крестьянина не только тягота. Она и радость. Недаром народ воспел свой труд в песнях.
    Прослушаем фрагмент песни «Не шуми ты, рожь», композитор А.Гурилев, автор слов А.Кольцов, исполнители Иван Скорбцов и Николай Тимченко Слушание.
    5. Прослушивание песни: «Не шуми ты, рожь» (время: 1:10) mp3_1
    6. Слово учителя:
    - "Русское богатство", - говорил Шишкин про золотую ниву. И Мясоедов, соглашаясь с ним, прибавляет: русское богатство - и эта золотая рожь, и эти сильные, красивые люди, которые растили ее.
    Чтение стихотворения А.А.Фет
    «Ты видишь, за спиной косцов «на фоне музыки И.П. Чайковского «Времена года» Июль. «Песнь косаря»)
    А.А.Фет
    Ты видишь, за спиной косцов
    Сверкнули косы блеском чистым,
    И поздний пар от их котлов
    Упитан ужином душистым.
    Лиловым дымом даль поя,
    В сияньи тонет дня светило,
    И набежавших туч края
    Стеклом горючим окаймило.
    Уже подрезан, каждый ряд
    Цветов лежит пахучей цепью.
    Какая тень и аромат
    Плывут над меркнущею степью! <1864> Слушание
    7. Рассмотрение картины Г.Г. Мясоедова «Косцы»
    - Откройте приложения к учебнику для детального рассмотрения картины (картина Г.Г.Мясоедова «Косцы»)
    - Как вы понимаете двойное название картины «Страдная пора» (« Косцы»)?
    - В каком жанре написана картина?
    ( Если художник изображает картины природы…) Cтрадная пора – время уборки урожая, когда все крестьяне были объединены общей целью: собрать и сохранить налившуюся рожь.
    Пейзаж Слайд №2, иллюстра-ция в приложении к учебнику.
    8. Работа по картине.
    1) Опишите кратко пейзаж, изображенный на картине.
    2) Какой предстаёт природа на полотне художника? Как художнику удалось передать её необозримый простор и мощь?
    3) Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?
    4) Опишите подробнее ржаное поле.
    5) Опишите небо.
    6) Кто оказывается в центре внимания художника? Опишите косцов.
    7) Как выдумаете, насколько тяжёл труд в страдную пору?
    8) Ещё раз внимательно рассмотрите и картину и скажите, стремился ли художник показать прежде всего тяжесть крестьянского труда или, наоборот, продемонстрировал на своём полотне красоту труда крестьян?
    9) Какое настроение создаёт картина Г. Мясоедова? Как удалось художнику передать это настроение? Ответы учащихся.
    (Примерные ответы учащихся находятся в Приложении №1)

    9. Работа над планом сочинения.
    - Первый шаг на пути написания сочинения…
    - Во вступлении мы должны сказать о …
    - Далее мы приступим к описанию пейзажа. С чего начнем?
    - Затем…
    - Теперь начнем описывать косцов… На кого из косцов вы обращаете внимание?
    Чтение текста В. Солоухина: упр. 412 (2) стр. 176
    В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и в тайне гордятся этим.
    У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат, и каждый из нас хочет, чтобы именно у его отца был самый широкий, самый чистый прокос, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шел впереди и вел всю растянувшуюся цепочку.
    - Следующий подпункт нашего плана – старший косарь, а далее будем описывать остальных косарей и женщин-крестьянок.
    - Можем ли мы ограничиться лишь описанием крестьян? Нет. Необходимо в сочинении показать отношение крестьян к труду.
    - Заключительный пункт нашего сочинения. Что мы расскажем в нем? - План
    - Сведения о художнике и картине
    - Ржаное поле
    - Небо
    - Настроение, которое создаёт картина. Мастерство художника. Слайд №3
    10. 4. Физкультурная минутка
    Колосится в поле рожь (руки над головой)
    Там во ржи цветок найдёшь: (руки вперед)
    Ярко-синий и пушистый, (руки вверх и спадающие движения)
    Только жаль, что не душистый (пожимаем плечами). Выполнение физического упражнения
    11. Словарная работа.
    Задание №1. Прочитаем отрывки стихотворений, выберем слова, относящиеся к описанию ржаного поля. Подчеркнем в карточках либо выпишем.
    Зреет рожь под жаркой нивой,
    И от нивы и до нивы
    Гонит ветер прихотливый
    Золотые переливы. […]
    Над безбрежной жатвой хлеба
    Меж заката и востока
    Лишь на миг смежает небо
    Огнедышащее око.
    (А. Фет)
    Выше пояса
    Рожь зернистая
    Гремит колосом
    Почти до земли.
    (А Кольцов)
    Задание № 2.
    Рассмотрим слова однокоренные слову коса (инструмент) с. 21 справочных материалов.
    Обратим внимание на образование слов: косьба (суф.), косец (суф.), покос (пристав.), прокос (пристав.)
    Задание № 3.
    Индивидуальная работа со словарем. Найти определение этих слов.
    Карточка №1
    Определить значение слов:
    Косьба, косец, покос, прокос
    Карточка № 2
    Определить значение слов: косарь, косариха.
    Задание №4.
    Выберите из словосочетаний эпитеты и метафоры, запишите понравившиеся.
    Величественный пейзаж, бескрайнее ржаное поле, бесконечное небесное пространство, необозримый простор и мощь русской природы, торжествующая красота, высокое ясное небо, море золотой ржи, жаркая нива, золотистые груды срезанных колосьев, бескрайний шатёр неба, розовая гряда облаков; мощные взмахи косарей, могучий старик с широкой седой бородой; русые с сединой волосы, венок из золотых колосьев, достоинство и удивительное благородство, спокойное сосредоточенное лицо, суровый взгляд из-под седых кустистых бровей; широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе, мощно и уверенно машет, спокойная уверенность; убеждённость крестьян в важности происходящего, осознание собственной значимости в общем деле; воспевает и поэтизирует крестьянский труд, красота и величие.
    Резерв:
    Задание № 5
    Соотнесите понятия с их определениями:
    Гряда Ряд, цепь, полоса, гребень
    Русые Коричневый, светло-бурый, средний между карим и белокурым
    Шатёр Палатка, большая холщевая палатка.
    Венок Плетеница из травы, листвы, зелени с цветами
    Задание № 6.
    Орфоэпическая разминка.
    Расставьте правильное ударение в словах:
    Сосредоточенное лицо, косарь, страдная пора.
    Записи в тетрадях:
    Зреет рожь, золотые переливы, над безбрежной жатвой хлеба, выше пояса рожь зернистая гремит колосом.

    Записи в тетрадях:
    Косьба (суф.), косец (суф.), покос (пристав.), прокос (пристав.)

    Дифференцированная работа.

    Чтение, выбор эпитетов и метафор, запись в тетрадь.

    Работа с орфоэпическими словарями.

    Слайд №4

    Слайд №5

    Слайд №6
    12. Устное описание картины Слайд №2
    13. Подведение итогов урока. Слайд №7
    Категория: Урок русского языка | Добавил: amadei
    Просмотров: 4236 | Загрузок: 717 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024