Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    http://myphonebox.ucoz.ru/


    Понедельник, 18.12.2017, 23:29ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок русского языка

    Причастие как особая часть речи
    [ · Скачать удаленно (2Мб) ] 30.08.2015, 20:07
    Урок по теме «Причастие как особая часть речи»
    Класс(ы): 6 класс
    Предмет(ы): Русский язык
    Цель урока: Знакомство с причастием
    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
    Учащихся в классе (аудитории): 27
    Используемые учебники и учебные пособия:

    Учебник русского языка под ред. М.Разумовской, 6 класс
    Используемое оборудование:

    интерактивная доска
    Используемые ЦОР:

    Интерактивное задание "Распределите признаки причастия по таблице" (N 139901)
    Краткое описание: Разработка вводного занятия по теме "Причастие как особая часть речи", проводимого с использованием интерактивной доски и материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
    Цель урока: сформировать у учащихся первоначальное представление о двойственности причастия как особой формы глагола, обладающей одновременно и признаками прилагательного.
    Задачи:
    • развивать умение анализировать явления языка
    • показать морфологические признаки новой части речи
    • начать тренировку умения самостоятельно конструировать и находить в тексте причастие.
    Оборудование: обычная доска, интерактивная доска, презентация Power Point
    Методы и формы работы: эвристическая беседа, создание и решение проблемной ситуации в совместной и индивидуальной деятельности.

    Деятельность учителя и учащихся

    1. Учитель открывает «шторку» интерактивной доски, и дети рассматривают изображение на слайде №1, задача которого – сообщить тему урока и создать тревожный
    эмоциональный фон: тема «Причастие» очень сложна для восприятия 6-тиклассниками.
    Дети дополняют своими эпитетами записанную с пропуском на обычной доске тему урока «Причастие – это … часть речи» («страшная, необычная, удивительная, особенная»).
    Учитель предлагает в совместном творчестве преодолеть все преграды бурного моря морфологии…
    2. Открывая слайд №2, учитель просит учащихся задуматься о смысле самого слова «причастие», исходя из его морфемного строения.
    Дети высказывают версии о том, что причастие – «при части чего-то, причастно» и т.п. Постепенно учитель открывает полностью текст слайда и просит одного из учащихся зачитать словарную статью, объясняющую верность гипотез-догадок детей.
    3. - Чему же причастно причастие? На этот вопрос учителя учащиеся будут первоначально искать ответ с помощью слайда №3, анализируя ОБЩЕЕ между различными картинками.
    Дети высказывают предположения с элементами мозгового штурма: учитель требует моментальных ответов о первом, что приходит в голову. Заведомо неверные предположения (цвет картинок и т.п.) всеми отвергаются, пока наконец кто-нибудь не догадывается, что у всех предметов 2 части: 2 крыла, 2 паруса, 2 башни, 2 ноги. Дети легко делают предположение, что и у причастия, возможно, две каких-то составляющих.
    4. Слайд № 4 учитель сопровождает пояснениями, что только тот сумеет преодолеть бурное море морфологии, кто накрепко запомнит, что причастие может «плыть только под двумя парусами», соединяя в себе признаки двух совершенно разных частей речи – глагола и прилагательного.
    5. С помощью текста слайда № 5, открываемого постепенно, учащиеся вспоминают известные им признаки глагола и прилагательного (домашнее задание перед уроком состояло из морфологического разбора слов этих частей речи; вспоминать признаки частей речи предлагается, глядя в домашнее задание). Учитель поясняет, что причастие «забирает» у других частей речи не все признаки, да и на первом уроке невозможно их все уяснить – только самые важные.
    6. Вместе со слайдом № 6 учащимся предлагается попытаться самим сконструировать причастие. Пользуясь инструментом интерактивной доски «перо», один из учеников записывает свою версию, а класс проверяет ее верность, когда текст слайда открывается учителем полностью.
    Первый результат – образованное причастие «летящий» - дети записывают в тетрадь.
    7. На слайде № 7 учащиеся, поочередно выходя к доске, пользуясь интерактивным пером, исправляют ошибки, объясняя, какие морфологические признаки приводят в норму. Вопрос учителя подводит итог работе с данным слайдом: - Признаки какой части речи - прилагательного или глагола – были использованы безошибочно? А с ошибкой? Ответы очевидны: время – признак глагола, использованный безошибочно. Исправить пришлось род и число – признаки прилагательного. Желательно сразу сделать акцент на том, что признаки прилагательного узнаваемы по ОКОНЧАНИЮ причастия.
    8. На слайде № 8, копирующем слайд № 5, учащиеся вносят теперь уточнение - меняют окончание вопроса причастия, отражая его связь одновременно и с глаголом, и с прилагательным.
    Слайд имеет гиперссылку на один из ресурсов Единой коллекции цифровых ресурсов - Интерактивное задание "Распределите признаки причастия по таблице" (N 139901). Выполнение этого задания позволяет активизировать деятельность учащихся, в быстром темпе обобщить усвоенные знания и зафиксировать их в тетради в виде схемы, аналогичной таблице интерактивного задания.
    9. Слайд № 9 является заключительным для работы на данном уроке. Учитель обращает внимание учащихся на особые «кирпичики», участвующие в построении причастий: суффиксы, присоединяющиеся к основе глагола, - и предлагает учащимся самостоятельно сконструировать возможно большее количество причастий. Контроль осуществляется с помощью интерактивной доски, позволяющей «перетащить» суффиксы.
    10. На завершающем этапе работы каждый учащийся по просьбе учителя отвечает на вопросы письменной мини-анкеты:
    1. В чем своеобразие причастия как части речи?
    2. Что помогало тебе на сегодняшнем уроке?
    3. Оцени свое настроение, изобразив его соответствующим смайликом.
    Опят проведения урока свидетельствует, что первый вопрос не вызывает затруднений у большинства участвующих в уроке детей: 25 из 27. Учащиеся писали о двойственности причастия, о том, что оно совмещает в себе морфологические признаки двух разных частей речи.
    В ответе на второй вопрос учащиеся чаще всего отмечали яркость изобразительного ряда и интересные задания.
    Настроение у ребят единодушно радостное.

    На следующем уроке были использованы для проверки эффективности предыдущего урока слайды № 10-11: учащиеся самостоятельно искали по известным им признакам (морфемным и морфологическим) причастия и проверяли степень собственного понимания темы. Около 15% учащихся осознали, что им трудно находить причастия. Дальнейшая работа в классе строилась с учетом выявленных проблем. Однако в целом результативность вводного урока оказалась высокой: трудная тема всеми учащимися была воспринята с эмоциональным подъемом; сущностные признаки причастия осознаны большинством учащихся с первого занятия. Интерактивные средства подачи учебного материала оказались эффективными.
    Категория: Урок русского языка | Добавил: Lina33
    Просмотров: 617 | Загрузок: 241 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Уважаемая Галина Александровна, данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Втором открытом  конкурсе «Моя лучшая презентация» в направлении «Предметы гуманитарного цикла». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в конкурсе и публикации образовательного материала в Интернете на сайте
               
    http://moi-universitet.ru/ru....03YXLvB           
    Сертификат, после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.           
    Тех. эксперт Н.Л. Мельникова

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2017