Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    http://myphonebox.ucoz.ru/


    Вторник, 14.07.2020, 20:10ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок русского языка

    УРОК-МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА «ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ» В 6 КЛАССЕ
    [ · Скачать удаленно (2МБ) ] 16.09.2014, 09:27
    УРОК-МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА
    «ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ» В 6 КЛАССЕ

    Харчёвой Ольги Николаевны
    учителя русского языка и литературы
    первой квалификационной категории
    МБОУ СОШ №19
    города Сургута

    Цели:
    1. Обучающие: познакомить со способами создания сочинения-описания интерьера, способствовать развитию навыков анализа текста, владения разными типами речи.
    2. Развивающие: развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, эмоциональную сферу, внимание к слову; способствовать формированию умения высказывать аргументированные суждения.
    3. Воспитательные: воспитывать уважение к творчеству русских писателей, поэтов, художников, показать роль интерьера в произведениях живописи и литературы.
    Методы работы: интерактивные.
    Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.
    Оборудование, техническое оснащение:
    компьютерная презентация к уроку.
    Ход урока
    Урок начинается без объявления темы.
    1. Творческое начало- фаза индукции. Данный индуктор позволяет задействовать сразу зрительное, слуховое, чувственное и художественно-образное восприятие.

    Учитель читает стихотворение Александра Балтина «Интерьер», звучит музыка Г.Свиридова «Осень», а на экране – картины русских художников (Маковского, Зеленцова, Решетникова) с изображением интерьера.
    ИНТЕРЬЕР Александр Балтин
    1
    Комната надета на тебя –
    Показалось так спросонья.
    Или
    Верно представление о боли
    Собственной, которая, томя
    Множеством вопросов, в никуда
    Исчезает?
    Есть воспоминанья.
    На столе в стаканчике вода.
    Люстра не обманет ожиданья.
    Не обманут ни торшер, ни стол.
    Немота предметов столь привычна –
    Представляешь - обрели б глагол?
    И буфет вдруг загудел бы зычно?
    Интерьер – как продолженье «я».
    Интерьер дан суммою случайных
    Внешних воплощений бытия.
    «Я» и для меня осталось тайной.
    Выхожу из интерьера в мир,
    Что не отвечает на вопросы.
    Научись ценить и день, и миг,
    Вот и будешь счастлив ты, философ.

    2
    Богатый или бедный? Всякий
    Достоин яви интерьер –
    Но явь сама дана двоякой –
    Она… и тень незримых сфер.

    -Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
    (Восхищает; завораживает; хочется постигнуть его тайну)
    -Какие картины вы запомнили из предложенного видеоряда? Кто их авторы? Что объединяет эти картины? (На них изображены люди в помещении – в интерьере).
    Объявляется тема урока.
    2. Работа с материалом: деконструкция, реконструкция.
    - Запишите в столбик слова – ассоциации со словом ИНТЕРЬЕР (Комната, квартира, домашний, уютный, помещение, колонны, отражение, анфилады, парадная, гостиная, антресоли, поместья, обитатель, створка).
    3. Первичная социализация, соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
    - Обменяйтесь с соседом по парте своими ассоциациями и дополните те слова, которых у вас нет.
    - Постарайтесь вместе дать определение слову ИНТЕРЬЕР, а для этого продолжите фразу: «Интерьер - это…» (Внутреннее пространство здания, помещений, а также его устройство, убранство).
    - Обменяйтесь ответами, в группе из четырёх человек выберите самый интересный и представьте его классу.
    -Вспомните, в связи с каким произведением мы говорили в прошлом году об интерьере? (В связи с описанием картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка»)
    -Посмотрите на репродукцию ещё раз и приглядитесь к интерьеру.
    - Что интересного может рассказать о героях картина? (Интерьер может рассказать не только о достатке героев, но и об их привычках, характере, роде занятий.)
    4.Социализация. Работа с текстами из художественной литературы по группам.
    Текст 1 для первой группы.
    “И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.
    В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно.
    – Ну, а где твои картины с петухами? Они что, тоже взорвались?
    – Нет, они не взорвались. Вот, гляди. И он указал на пришпиленный к стене возле шкафа лист картона. На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок.“Очень одинокий петух”, – так называлась картина.
    Вопросы к тексту:
    1. Кто он, этот герой? (Карлсон – маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик.)
    2. Какие детали интерьера (обстановки) помогают нам понять характер героя? – Какими языковыми средствами обозначены говорящие детали? (В тексте преобладают слова с оценочным значением, уменьшительно – ласкательные суффиксы берут на себя смысловую нагрузку.)
    Текст 2 для второй группы.
    Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся…
    - Повесть «Муму» вам ещё неизвестна. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?
    ( Интерьер – важное средство характеристики героев, не только в живописи, но и в художественной литературе.)

    - Опишите (кратко) комнату или один из уголков её так, чтобы можно было догадаться, чем занимается (или увлекается) её хозяин.
    Например: Большая светлая комната. У окна — чертежная доска с прикреплённым к ней листком ватмана. Забитая книгами полка, портрет Бетховена. В углу — связанные ремнями лыжи. И т. д.

    - Представьте себе: вы входите в помещение, в котором вам всё нравится, всё дорого ... Или в помещение, в котором только что наведен идеальный порядок, и вы восхищаетесь им...
    Опишите помещение так, чтобы было ясно, как вы к нему относитесь.

    Задание для микрогрупп (работа в парах).
    Прочитайте описания. Чем они интересны?
    1. Вот сутулый, с выдвинутыми вперёд плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит, подпирая своей широкой, плоской спиной стену, погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него не много добьёшься слов. Если он и произнесёт что-нибудь на своём скрипучем, непонятном для меня языке, то лишь когда открывают дверцы, чтобы достать что-нибудь из одежды, хранящейся в его недрах. (Н. Носов.)
    2. Гасят свет, и комната погружается во мрак, только окна, которые до этого были тёмные, даже чёрные, моментально становятся светлыми. Я гляжу на окно, на лицо окна. Верхняя часть оконной рамы — это лоб. Под ним — две форточки — глаза (бывают и одноглазые). Нижние открывающиеся створки — щёки, между которыми длинный, от бровей до самого подбородка, нос. Рядом — другое такое же окно-лицо. Оба окна выжидательно глядят на меня, словно думают:
    «Ну-ка, посмотрим, голубчик, что ты теперь будешь делать». (Н. Носов.)
    - В художественном описании помещения иногда используется приём очеловечивания вещей: пред¬меты обстановки изображаются как живые существа, обладающие своим «лицом», своим «характером». Вспомните, как Н.Носов описал, например, шкаф и окна.
    - Попробуйте одним-двумя предложениями описать известного нам человека, используя в качестве характеристики интерьер.
    5. Самокоррекция (ученик критически осмысливает то, что изобрел, создал; сравнивает свое с чужим. Во время обмена информацией замечает полезное для себя).
    - Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, "перескакивая" при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок, сгруппируйте в соответствии с планом).
    Группа желающих из пяти человек работает над памяткой “Как написать сочинение-описание помещения”.
    Остальные составляют план к сочинению, используя ключевые слова, собранные на уроке.
    6. Информационный запрос (Что получилось?).
    Примерный план описания
    I. Помещение.
    1. Размеры комнаты.
    2. Стены.
    3. Окно.
    4. Полы.
    II. Мебель.
    1. Стол.
    2. Стулья.
    3. Диван.
    4. Шкаф.
    III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).

    7. Новая социализация (Ученики могут обменяться листами, прочитать вслух).
    8. Разрыв. (Момент озарения: кульминация творческого процесса:
    ученик смотрит на свою работу как на творение, созданное самим).
    9. Рефлексия.(Самоанализ сделанного, но не просто оценочные суждения; должен идти анализ своих мыслей).
    -Мы познакомились с новым для вас словом – интерьер. Напишите синквейн.
    Правила составления синквейна:
    1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
    2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
    3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
    4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
    5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

    10. Домашнее задание. Используя материалы урока, напишите сочинение-описание интерьера помещения.
    2)Напишите сочинение, основную часть которого должно составлять описание вашей комнаты в художественном стиле. Если приём очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём сочинении.

    Использованная литература.

    1. Антонова Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. – Русский язык в школе, 2007, № 7. С. 3–8.
    2. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность – модель саморазвития человека. М.: Педагогика, 1990. 196 с.
    3. Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Методическое пособие / Е. О. Галицких. - СПб.: Паритет, 2003.

    4.Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе .- Русский язык, 2009,№21.
    5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М.: Просвещение, 1987. 128 с.
    6. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.
    7. Итоги двух лет. Пространство гуманистического поиска. Выпуск второй. Новосибирск: Изд-во НИИ математико-информационных основ обучения Новосибирского государственного университета, 1999. 230 с.
    8. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 288 с.
    9. Лингвистика для всех: Зимняя лингвистическая школа – 2004. М.: Научно-исследовательский институт развития образования, Департамент образования города Москвы, 2004. 256 с.
    10. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по русскому языку. 11-й класс / Авт.-сост. С.И. Львова, Л.М. Рыбченкова. 2-е изд. М.: Дрофа, 2002. 95 с.
    11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008. 271 с.
    12.Павлова М.А. Учимся писать сочинение-описание в 5-м классе. - -Русский язык, 2007,№24.
    13. http://lit.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=130130
    14. http://www.nojournal.ru/
    15.http://yandex.ru/yandsearch?text=schools.keldysh.ru%2Fsch1952%2FPages%2F...%2Flink6.htm&clid=47656&lr=973
    16. http://slovesnikland.narod.ru/fan.Mast.Kl2.
    Категория: Урок русского языка | Добавил: harcheva51
    Просмотров: 5744 | Загрузок: 581 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    Удалить работы могут только администраторы сайта. Вы можете отключить ссылку на материал.
    Сенникова Е.Н.

    Уважаемая Ольга Николаевна!
    Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация», т.к. данный материал не скачивается по причине допущенной Вами технической ошибки.
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    2 harcheva51   [Материал]
    Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, если работа не допущена  к конкурсу, её  нужно удалить? Спасибо.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2020