Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Пятница, 26.04.2024, 11:33ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок русского языка

    Урок по теме Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий
    [ · Скачать удаленно () ] 17.09.2014, 22:04
    Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах причастий»
    ( четвертый урок по теме из четырех).

    «Вкусный» урок ("Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" )

    Цели урока:

    Обучающие: закрепление знаний по теме “Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных”; формирование осознанного навыка написания слов с н-нн; расширение знаний учащихся о многообразии культурных растений, их происхождении; знакомство с интересными фактами об овощных и садовых культурах;

    Развивающие: развитие логического мышления и аналитических навыков (умения выделять главное, обобщать, делать выводы); развитие устной и письменной речи учащихся, умения организовывать свою деятельность;

    Воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка и биологии.

    Тип урока: обобщение и закрепление ранее полученных знаний

    Оборудование: раздаточный дидактический материал на карточках для индивидуальной работы, презентация, видеоролики, компьютер, проектор, экран.

    Ход урока
    I. Организационный момент.
    Объявление темы и цели урока: закрепление навыка правописания –Н– и –НН– в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в суффиксах отглагольных имён прилагательных.

    II. Мотивационный этап.
    Человек ест каждый день, причем не раз, и даже не два… Не всегда эта пища полезна для нас, но для многих главный ориентир – это вкусовые качества блюда. Что, например, больше всего любите вы? А вы знаете, как приготовить ваше любимое блюдо? А хотите научиться готовить полезные и вкусные блюда из овощей и фруктов?
    Вот разговору о дарах сада и огорода и о том, что их них можно приготовить, мы сегодня и посвятим наш урок. Ну, а поскольку это урок русского языка, то мы должны научиться видеть в рецептах опасные слова с одной или двумя буквами Н в суффиксе и писать их правильно.

    III. Проверка домашнего задания.
    К сегодняшнему уроку вы должны были принести рецепты любимых блюд. Найдите в принесенных вами рецептах страдательные причастия и отглагольные прилагательные с н-нн в суффиксах.
    (Учащиеся называют словосочетания с найденными словами).
    Вы убедились, что такие слова часто встречаются в кулинарных книгах, а значит, наше правило пригодится нам на уроке.

    IV. Организация деятельности учащихся по применению знаний. Отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

    1. Вспомним правила написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

    2. А сейчас нам предстоит следующая работа: мы познакомимся с историей некоторых овощей и фруктов и выполним задания к текстам.
    Начнем с этимологической справки:
    Слово овощ пришло из старославянского языка.. Буквальное значение слова овощ - "растущее". Слово овощ - ядро простых и сложных слов: овощной, овощевод, овощеводство и др.
    Родовое слово фрукты "съедобные плоды какого-либо дерева или кустарника" заимствовано из польского языка в 18 веке. Польское frukt "плод" восходит к латинскому fructus "плод", "доставляющий удовольствие".
    Работа по слайдам.

    3. Мы узнали, чем полезны овощи и фрукты, а теперь пора на кухню.

    Задание 1. “Ошибка в рецепте”. В рецепты вкралась ошибка! Давайте её найдём.

    Рецепт № 1.
    Нарежьте мелкими кубиками банан, киви, яблоко, из которого предварительно удалите серединку. Сложите все ингредиенты в креманку и перемешайте. Апельсин, тщательно о ч и щ е н ы й, разрежьте на мелкие кусочки и выложите поверх п е р е м е ш а н о й массы.
    Сверху салатик украсьте сливками, остатками апельсина и киви.
    Рецепт № 2.
    Омлет – (от фр. omelette) — блюдо, приготовляемое из яиц, взбитых с подсоленым молоком и обжаренных на сковороде. В омлет можно добавить тертый сыр, нарезаную ветчину, креветки, лук, перец и т. п.

    Конечно, нужно быть внимательнее при составлении кулинарных рецептов

    Задание 2. Замените глаголы в рецепте “Картофельная запеканка” страдательными причастиями прошедшего времени.

    Картофель отварить (отваренный). Сливочное масло добавить (добавленное).
    Баклажаны, сладкий перец, лук нарезать и перемешать (нарезанный и перемешанный).
    Овощи пожарить и присыпать зеленью (пожаренные, присыпанные).
    Всё выложить в формочки (выложенное).

    Мы приготовили не только вкусные, но и полезные блюда, украсили их и можем приступать к сервировке стола.
    Сервировать – в переводе с французского языка означает накрывать на стол, расставляя в определенном порядке кушанья, посуду и приборы для еды, чтобы за столом было удобно и красиво.
    Слово МЕНЮ тоже фр. происхождения. Каково лексическое значение этого слова?
    (МЕНЮ нескл., ср. – подбор кушаний, а также листок с их перечнем (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”).
    Задание 3. Записать на слух только страдательные причастия прошедшего времени:
    Сначала были поданы закуски: черная икра, разрисованная сливочным маслом; салаты, украшенные букетами из овощей; помидоры, прослоенные луком; омары, сваренные в соленом растворе; селедка, распластанная на длинном серебряном лотке; заливной поросенок, разрезанный на порции и снова сложенный.
    Затем шел куриный бульон со слоеными пирожками.

    Задание 4. Составим меню званого ужина. Вставим в суффиксы страдательных причастий и отглагольных прилагательных пропущенные Н или НН и объясним написание:

    1. Фарширова…ые помидоры. 2. Запече…ое мясо. 3. Туше.. ый картофель.4. Пече…ый в духовке картофель. 5. Утка, фарширова…ая яблоками. 6. Рыба, жаре…ая в тесте . 7. Поджаре…ые окорочка. 8. Пече…ые пирожки. 9. Некипяче…ое молоко. 10. Концентрирован…ый сок.

    Я думаю, что мы можем сами придумывать новые блюда и давать им необычные названия.

    Задание 5. “Придумай название блюда”. Пока звучит музыка (2 мин), вставьте пропущенные буквы в слова и придумайте оригинальное название своему блюду. ( 3 варианта – по три строки каждому)

    1. Яблоко: румя_ое, очищен_ое; нарезан_ое кубиками, смешан_ое с творогом
    2. Клубника: выращен_ая собствен_ыми руками , куплен_ая на ярмарке, посыпан_ая, перемешан_ая со взбитыми сливками
    3. Картофель: чищен_ый, нарезан_ый соломкой, подрумянен_ый, варен_ый в курин_ом бульоне.

    4. Грибы: мелко резан_ые, сушен_ые, тушен_ые в сметане, смешан_ые с измельчён_ым зелен_ым луком.
    5. Лук: резан_ый, ошпарен_ый кипятком, нарезан_ый кольцами, посыпан_ый рублен_ой петрушкой.
    6. Курица: фарширован_ая грибами, обвалян_ая в кокосовой стружке, сильно перчён_ая, тушё…ая в фольге.

    7. Лук: маринован_ый, чищен_ый, рублен_ый, смешан_ый с варе…ым яйцом
    8. Рис: предварительно замочен_ый, обжарен_ый до прозрачности, смешан_ый с рублен_ым мясом, перчен_ый.
    9. Мороженое: посыпа..ое шоколадом, украше..ое заспиртова..ой вишней, и засахаре..ыми лимо..ыми дольками.
    Проверка выполнения задания.

    IV. Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся.

    V. Итог урока.
    Мы сегодня очень много успели сделать на уроке, и я очень довольна результатом нашей работы. А что вам запомнилось на уроке?
    Сегодня на уроке мы повторили:

    Сегодня на уроке мы узнали:

    Теперь мы можем:

    VI. Домашнее задание. Красиво оформить рецепт любимого блюда(блюд), используя в рецепте слова на изученное правило.
    Материал для слайдов:
    1. Капуста
    Пожалуй, ни один другой овощ не приковывал к себе такого пристального внимания, как капуста, название которого произошло от древнего римского “капутум”, что в переводе на русский означает “голова”. . На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко-римских колонистов Крыма.
    Существует листовая, брюссельская, цветная, спаржевая, савойская капуста, но самая распространенная – белокочанная. Огороды, где она выращивалась, называли капустники. Полезность капусты объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков. В свежей капусте есть яблочная и лимонная кислота, а в квашенной капусте – и молочная кислота.
    Из капусты готовят салаты, первые и вторые блюда, гарниры, делают начинку для пирожков, пирогов, вареников и заготавливают впрок.

    Задание. Объясним написание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных:
    Капуста – варёная, пожаренная, тушенная с овощами, маринованная, брошенная в бульон, украшенная веточками укропа.
    2. Картофель. Одно из самых почетных мест среди овощей отведено КАРТОФЕЛЮ. И не зря эти коричневые клубни называют вторым хлебом. Кажется, что русский человек испокон веков выращивал эту культуру. Однако появился картофель в Европе сравнительно недавно – в 1565 году. Картофель привезли из Южной Америки испанские моряки. Сначала ее выращивали в садах как декоративное растение, потом варили варенье из зеленых ягод и лишь затем стали употреблять в пищу клубни.
    Русское название "картофель" происходит от итальянского слова "тартуфолли" – трюфель. Небольшие клубни нового растения были похожи на хорошо известные итальянцам грибы. В России картофель появился в конце XVII века. Но даже в 30-40 г.г. XIX века проходили "картофельные бунты" – крестьян насильно заставляли сажать картофель, который крестьяне называли "чертовым яблоком".
    В белках картофеля содержатся практически все аминокислоты, встречающиеся в растениях, в том числе и незаменимые.
    Задание. Объясним написание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных:
    Картошка – варёная, жареная, жаренная на масле, тушенная с мясом, подмороженная
    3. Огурец Слово огурец по происхождению русское; оно образовано в русском языке при помощи суффикса -ец- от огур, заимствованного из греческого языка (ogouros) - восходит к aoros "несозревший".
    Слово огурец вошло в словари русского языка в начала 18 века.
    Помидор. Существительные помидор - заимствованное из итальянского языка через посредство французского языка. В итальянском языке pomid'oro "золотые яблоки". Этимологи утверждают, что этому овощу название дано по цвету его плодов. В русском языке слово помидор имеет непроизводную основу (помидорО). Это случай, когда словосочетание превратилось в простое корневое слово.
    Задание. Объясним написание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных:
    Огурцы – маринованные с чесноком, соленые, нарезанные кольцами, посыпанные приправами
    Помидоры – квашенные в бочке, резаные, малосольные, фаршированные сыром

    4. Кабачок . Слово по образованию русское. Образовано как уменьшительное слово от заимствованного из украинского языка существительного кабак - восходит к тюркскому кабак "тыква". Слово кабачок утратило значение уменьшительности, пережило слияние суффикса с корнем: кабакО>кабач-окО>кабачокО.
    Свёкла. Выращивать свёклу начали уже за 2 тысячи лет до н. эры в Ассирии, Вавилоне, Иране, Армении, но применяли больше для лекарственных целей. Корнеплод появился на столе значительно позже. По-разному учёные объясняют происхождение названия этого корнеплода. Одни говорят, что он попал к нам из Византии с искаженным греческим названием «сфекели», которое преобразовалось в свёклу. Другие настаивают на том, что в Вавилоне её называли «силква». У славян это слово постепенно превратилось в «свёклу».
    В Европу свёкла попала с Востока. Исключительной популярностью свёкла пользовалась на Руси. В Киевской Руси её выращивали уже в X веке. Свёклу используют врачи при лечении сердечно – сосудистых заболеваний, при гипертонической болезни.
    Задание. Объясним написание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных:
    Кабачки – тушенные с помидорами, нафаршированные сыром, жареные, поджаренные с луком
    Свекла – подсоленная, маринованная, посыпанная зеленым луком, нарезанная кубиками
    5. Морковь. Этот всем нам известный овощ был знаком людям ещё за 2 тысячи лет до нашей эры. Когда-то морковь была фиолетовой, белой, желтой, малиновой, красной, зелёной и даже чёрной. Оранжевой её сделали в Голландии. Слово «морковь» происходит от латинского Daucus, а Daucus от глагола δαίω (daio) – «зажигать». В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье: если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови обязательно найдёшь слиток золота.
    В России широко выращивается с незапамятных времён. В России уже в XVI веке морковным соком лечили болезни печени и сердца, его рекомендовали как средство от кашля и желтухи. А витамин А способствует росту и делает морковь очень полезной детям. Этот витамин необходим для нормального зрения, поддерживает в хорошем состоянии кожу.
    Лук и чеснок. Репчатый лук известен человечеству вот уже около 5 тысяч лет, хотя дикие формы его не найдены до сих пор. Его родиной считают Среднюю Азию и Афганистан. На Руси он появился в XII – XIII веках. Чеснок также выходец из Средней Азии. Лук и чеснок богаты летучими веществами – фитонцидами (убивающими микробов), содержат много витаминов, повышают аппетит, регулируют пищеварение. Эфирные масла чеснока расширяют кровеносные сосуды, способствуют улучшению кровообращения.

    6. Яблоки —(Aball из лат. Abella — город в Кампании, Италия, который славился своими яблоками; возм. от лат. albidus — "беловатый") — круглый плод дерева семейства розовых) - древнейшие из плодов, которыми когда-либо лакомился человек. Первые яблоки были маленькими, кисловатыми на вкус. Впервые культурные сорта яблони появились в Малой Азии, откуда они впоследствии были перевезены в Палестину и Египет, а далее в другие страны Европы и на другие континенты.
    Первые сведения о выращивании культурных сортов яблони относятся ко времени правления князя Ярослава Мудрого в Киевской Руси. В 1051 году на территории Киево-Печерской лавры был заложен первый яблоневый сад. В XII столетии яблоневые плантации появились на территории нынешнего Подмосковья.
    К числу содержащихся в яблоках биологически активных веществ относятся, кроме аскорбиновой кислоты, тиамин, рибофлавин, пиридоксин, никотиновая кислота. Из микроэлементов яблоки богаты калием, кальцием, фосфором. Употребление двух яблок в день снижает уровень холестерина на 16 и снижает риск возникновения сердечного приступа на 32 %.
    7. Черешня - очень древнее слово. Образовано с помощью суффикса -ня-<ьня- от латинского ceresia, которое восходит к греческому kerasos "вишня".
    Пригодные в пищу ягоды вишни были выведены из двух сортов — черешни и кислой вишни. Черешня дала начало сладким сортам вишни, а также многим другим. Кислая вишня широко используется в кулинарии.
    Вишня содержит клетчатку и микроэлементы. Кроме того, в ней находится небольшое количество витаминов A, C, B6, B12, E, тиамин, рибофлавин, ниацин и пантотеновая кислота.
    По сравнению с черешней, кислая вишня содержит больше бета-каротина. Имеющиеся в вишне антиоксиданты и антоцианы способствуют профилактике рака и болезней сердца. Свежий сок вишни является мощным антибактериальным средством, предотвращающим разрушение зубов.
    8. Абрикос. Слово абрикос заимствовано в начале 18 века из голландского языка (abrikoos). Первоначально абрикосы происходят из северного Китая или Монголии. Абрикосы идеально подходят для употребления в свежем виде. Зрелые плоды имеют очень вкусный аромат. Абрикосы используются для приготовления вкусных джемов, десертов и тортов.
    Чрезвычайно высокого содержания каротина, провитамина A в зависимости от величины фрукта - от 1 до 3 абрикосов достаточно для ежедневного потребления. Каротин действует против образования опухолей и эффективно защищает от рака, укрепляют иммунную систему и защищают кожу от ультрафиолетового облучения.
    9. Апельсин - заимствовано из голландского языка в 18 веке. Голландское appelsien (буквально "китайское яблоко" - калька французского сочетания pomme de Chine (pommo "яблоко", de - "из", Chine "Китай"). Сочетание слов превратилось в простое корневое слово (апельсинО).
    Он принадлежит к самым излюбленным южным фруктам в Европе. Из Китая, где апельсин выращивался уже три тысячи лет, в пятнадцатом веке португальские купцы завезли данный фрукт на родину.
    Категория: Урок русского языка | Добавил: Irinka
    Просмотров: 1881 | Загрузок: 644 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    Уважаемая Ольга Дмитриевна!
    Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация», т.к. файл не найден.
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024