Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    http://myphonebox.ucoz.ru/


    Четверг, 26.11.2020, 06:17ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Урок русского языка

    Защита проекта "Загадки русского языка"
    [ · Скачать удаленно () ] 30.08.2014, 22:15
    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №544
    с углублённым изучением английского языка
    Московского района Санкт-Петербурга


    ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА

    «ЗАГАДКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

    Руководитель проекта: Мельникова Наталья Алексеевна
    Должность: учитель русского яз.
    Проектная группа учащихся 5,8,9 классов

    Начато:___январь 2014________________________________
    Закончено:__март 2014___________________________________

    Санкт- Петербург
    2014г.
    Паспорт проекта
    Название проекта: «Загадки русского языка».
    • Учебный предмет: русский язык
    • Тип проекта: исследовательский, групповой, творческий.
    • Метод проекта:технологии индивидуальной и групповой работы
    Создание проекта учащимися –это альтернатива обычному уроку.задание дается заранее,этот проект рассчитан на длительное время.

    • Заказчик: ГБОУ СОШ № 544
    • Цель проекта:
    • Формирование компетентности в сфере самостоятельности в сфере самостоятельной познавательной деятельности
    • используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории происхождения, значении, употреблении слов и выражений в русском языке.
    • Задачи проекта:
    • Развивать умения отбирать и систематизировать материал для наблюдений
    • Совершенствовать навыки работы с научной и справочной литературой
    • Устанавливать связи между историческим значением слова и его написанием в современном русском языке
    • Расширять кругозор учащихся
    • Повышать интерес к русскому языку
    • Составить собственный этимологический словарь.
    • Подготовить мультимедийную презентацию.

    • Руководитель проекта: Мельникова Н.А.
    • Возраст участников проекта: 12-15 лет

    • Аннотация проекта:
    Этимология - один из самых интересных разделов языкознания.
    Есть немало слов, происхождение которых нельзя определить, используя современные способы образования. Этимологический анализ способен переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми или, по крайней мере, поддающихся объяснению написания. При этом "омертвевшие" в слове морфемы как бы оживляются. прочнее запоминается их орфографический облик, лучше усваивается суть главного закона русского правописания. Активизируется языковое чутье, являющееся основой орфографического навыка.
    данный исследовательский проект нацелен на поддержание интереса учащихся к русскому языку. работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками этимологического, орфографического анализа. учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных источников, а главное-знакомятся с историей и культурой русского народа.
    • Предполагаемый продукт проекта: собственный этимологический словарь, мультимедийная презентация.
    • Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.
    ____________________________
    Планирование работы
    • определите тему работы, над которой вам хотелось бы заниматься
    • разделитесь на группы

    5 класс История происхождения имен
    8 класс «Родовые гнезда»
    9 класс История в слове

    ____________________________
    Распределите обязанности в группе
    • Разбейте работу на этапы
    • Подготовьте план работы над проектом

    ____________________________
    Реализация проекта
    • Работайте в группах по плану
    • Совместно решайте возникающие проблемы
    • При необходимости воспользуйтесь консультацией учителя
    • Изучите теоретический материал по этимологии и словообразованию

    ____________________________
    Презентация проекта
    • К назначенному сроку объедините разработанные материалы, подготовьте выступление
    • Объедините слайды каждой группы в итоговую презентацию, выберите выступающих.
    • Проведите презентацию, ответьте на вопросы

    ____________________________
    Осмысление и оценка проекта
    • Обсудите, что было сделано хорошо, а что не удалось реализовать
    • Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано. Что нужно учесть при выполнении следующего проекта
    • Оцените результат работы
    • Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, энциклопедические словари, этимологический, толковый словари русского языка, проекционная аппаратура для презентации.

    Комментарии руководителя проекта.
    С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Человеку интересно проникнуть в тайну слова. В слове с течением времени происходят удивительные и разнообразные изменения: одежда слова, т. е. его буквенное обличие остается неизменным, а меняется звучание иногда морфемный состав.
    Есть немало слов, происхождение которых нельзя определить, используя современные способы словообразования. Вы совершенно справедливо можете спросить: «Зачем же постоянно возвращаться к истории слова? Зачем знать первоначальное значение?». На этот вопрос я и предлагаю ответить нам в ходе нашей конференции.
    Историей жизни слова, как мы уже с вами знаем, занимается Этимология. (истина)
    Вами проведена большая исследовательская работа. Мы поделимся интересной информацией и пополним знания друг друга.
    Давайте предоставим слово группе ребят 5 класса.
    Задание
    Рассказать об истории происхождения и значении своего имени.
    • Грузинская Полина
    Поли́на — женское имя французского происхождения (Pauline), производное от мужского имени Поль (Paul); таким образом, происходит от латинского paulus («маленький», «малыш»)
    Поли́на — разговорная форма имени Аполлинария, что значит «Солнечная». Происходит от имени древнегреческого бога солнца Аполлона
    Вывод: чтобы правильно написать моё имя, нужно вспомнить о его родственнике Поле.
    • Лада
    Я всегда думала, что мое имя самое древнее. Но в былине «Садко» мы слышим, что слово «лада» произносят и Садко, и Любава по отношению друг к другу. Меня это очень заинтересовало.

    В ходе моего исследования выяснилось, что…
    Ла́да — современное женское славянское имя. Происходит от имени славянской богини красоты и любви Лады.
    В древнерусском языке слово лада означало 'супруг' («Слово о полку Игореве»), а позже и 'супруга', 'милая/ый'. Возможно, родственно словам лад, ладный «хороший, добрый». Имя Лада появилось только в середине 20 в., когда зазвучала песня «Хмуриться не надо, Лада»…

    • Какое самое древнее русское мужское имя?
    Фёдор = Иван, Матвей, Богдан
    Фёдор – «божий дар» (греч.)
    Иван – «божий дар» (древнееврейск.)
    Матвей – «дарованный господом» (древнееврейск.)
    Богдан – «данный богом» (русск.)
    Поэтому приходим к выводу: Самое древнее русское мужское имя – Богдан. Занимаясь историей происхождения имени, мы многое узнали об истории нашего народа.
    II.Выступление ребят 8 класса
    Задание: Этимологические родственники…
    1.Удивительно, но родственными иногда бывают совсем, кажется, непохожие слова. Давайте подумаем и поразмышляем вместе с нами, есть ли общее между словами

    Почему морское судно назвали кораблем? Исконно русское слово «корабль» было образовано от той же основы, что и «кора»(толстая кожа, шкура), «короб», «корыто». Все это первоначально представляло собой сделанную из коры посудину.
    кОрабль
    кОрзина
    кОроб
    кОра
    кОрыто
    этимологические родственники, так как имеют единый исторический корень – кор –


    2. вОлк
    вОлочить
    вОлокита
    навОлочка
    провОлока
    провОлочка
    этимологические родственники, так как имеют единый исторический корень –волк(волоч)–

    3. Недавно мы посмотрели замечательный фильм «А зори здесь тихие…». Нас очень заинтересовало слово «сляга». Что оно обозначает? Мы работали со словарями В.И. Даля и М. Фасмера и выяснили, что «Сляга» - это длинная жердь. И этимологическими родственниками этого слова являются слова лЯгушка
    слЯга
    лЯжка
    лЯга
    лЯгаться
    этимологические родственники, так как имеют единый исторический корень –ляг(ляжк)–

    III.9 класс
    Задание: понаблюдать, как отобразилась история происхождения слова в русской литературе
    Восстановить древнейшие доступные нам этапы истории слов, вскрыть причины, приведшие к возникновению слова, определить его ближайших родственников- таковы основные задачи этимологии.
    Происхождение многих слов связано с страницами нашей историей.
    1 .Есть в РУССКОМ ЯЗЫКЕ ряд наречий, образованных по профессиональной модели: (слайд)
    солдат-по-солдатски,
    рыбак-по-рыбацки,
    рыцарь - по-рыцарски
    по-пластунски - пластун ?
    Значит, вероятно, были и пластуны, которые ползали по-пластунски.
    В "Севастопольских рассказах " Л.Н.Толстого мы читаем следующее:
    "На улице встречаете вы и обгоняете команды солдат, пластунов, офицеров." Или: "Пластуны покрыли себя славой в Севастопольскую кампанию "Кто же такие пластуны? Ясно, что речь идет о военной специальности. Какой? Для исчерпывающего ответа обратимся к истории казацкого войска Новой запорожской сечи. Это войско делилось на 38 куреней-военных станов. Один из них назывался ПЛАСТУНСКИМ. В него каждый курень был обязан отправить одного казака. Если Сечи грозила опасность, то для службы в ПЛАСТУНСКОМ курене вызывались добровольцы или же самые опытные и способные воины. Казаков этой особой, сторожевой, разведывательной команды и называли пластунами.
    Пластуны сутками, притаившись в камышах, терпеливо следили за действиями противника. За эту способность "лежать пластом" в течение длительного времени их, вероятно, и прозвали пластунами.
    Выражение
    ПОЛЗТИ ПО-ПЛАСТУНСКИ - скромный, но зато живой памятник одной из героических профессий наших предков.

    2 . Иногда мы и не подозреваем, что слова - это драматическая страница этой истории. Например, почему мы говорим
    "подлинная правда", "подноготная правда"
    Во времена Петра I виновных или просто подозреваемых подвергали изощренным пыткам. Чего только ни придумывали истязатели!
    Пытками добивались одного: правды, хотя этой " правдой" были зачастую лишь нужные им ложные показания невинных жертв. Самой страшной "правдой" была та, которая касалась особы царя или его приближенных - так называемое СЛОВО и ДЕЛО. Человека, выкрикнувшего эти страшные слова, тут же доставляли под стражей в Тайную канцелярию. Там доносчик излагал свои обвинения, пройдя предварительно тоже "проверку" боем. Отсюда и пословица ДОНОСЧИКУ ПЕРВЫЙ КНУТ.
    Стоит ли говорит, что повод для доноса находился всегда?
    Один посадский угощал на именинах свою куму. Та, по тогдашнему обыкновению, отказалась пить. и посадский не жалел самых ласковых выражений, чтобы уговорить ее. Одним из них было "Выкушайте, всемилостивая государыня!"
    Стоило ему сказать это, как один из гостей-завистников закричал: "Слово и дело!"
    Долго пытали кума с кумой в Сыскном приказе. С какой стати кума названа всемилостивой государыней: ведь в России лишь одна государыня? Нет ли в этом какого злого умысла?
    Искалеченные именинник и его гостья, в конце концов, отделались легко: их сослали на каторжные работы пожизненно.
    Стоит ли удивляться, что два частых эпитета правды
    -подлинная и подноготная (слайд) связаны именно с изощренными пытками
    Выражение УЗНАТЬ ВСЮ ПОДНОГОТНУЮ восходит к забиванию деревянных спиц или гвоздей под ногти с целью выведать все подробности.
    ПОДЛИННАЯ же правда - это правда, добытая "под длинниками". Длинники-это просмоленные кнуты. К концам которых привязывались кусочки свинца или чего-нибудь тяжелого. Под такими пытками человек мог признаться в чем угодно. Слово со временем утратило свое значение. Теперь мы употребляем эти слова в нашей речи, не задумываясь об их истинном значении. Но зная "биографию" этих слов. мы можем теперь объяснить их правописание (почему так пишется) (выделяем этимологический корень, объясняем способ образования).
    Заключение.
    Судьба слова в современном русском языке отражает жизнь нашего общества. Родной нам с вами язык – явление постоянно развивающееся. Чтобы правильно объяснить происхождение слова, необходимо обращаться к этимологическому словарю. А у нас с вами будет свой личный этимологический словарик, который мы назовем «Это интересно».
    Результаты проектной деятельности.
    В ходе работы над проектом учащиеся продемонстрировали умение формулировать цели и задачи работы, планировать деятельность и распределять обязанности в разновозрастной группе.
    Работа над проектом способствовала углублению предметных заданий, развитию исследовательских умений, формированию информационной и социальной компетенций.
    Категория: Урок русского языка | Добавил: natashamelnickova
    Просмотров: 1895 | Загрузок: 434 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    Уважаемая Наталья Алексеевна!
    Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация» в связи с нарушением пункта 5.2. Положения о проведении открытого конкурса «Моя лучшая презентация».
    5. Требования к материалам.
    5.2. В «кратком описании» конкурсного материала на сайте должно быть указано…
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2020