Презентация состоит из трёх блоков. 1 часть (Слайды 1-3): Название мероприятия, сведения об учителе, цели мероприятия. (Передвижение по данным слайдам осуществляется по гиперссылкам-"клавишам") 2 часть (Слайды 4-9) - работа с облаком слов с целью определения тематики мероприятия, краткие теоретические сведения о кириллице, её составе, реформах алфавита. Слайд 4: Рассмотрите облако слов и попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь (учащиеся высказывают свои мнения). Сегодня наше занятие посвящено истории русского языка, его истокам – старославянскому языку. Он открывает нам врата в нашу культуру. И назвала я его "От Аза до Ижицы". Как вы думаете, почему? Слайд 5: Все вы знаете, что мы пользуемся кириллицей. Раньше эта азбука выглядела так. Прочитайте названия кириллических букв. Слайды 6-8: • Основой для 26 кириллических букв послужил греческий алфавит. • Часть букв отличались от современных по написанию. И писалось как Н Н – как N • Некоторые звуки обозначались двумя буквами: звук «И» обозначался буквами Н (Иже) и I (И), звук «З» - З (Земля) и Ѕ (Зело). • Из греческого были заимствованы буквы Кси и Пси. • Четыре буквы составители кириллицы создали из букв древнееврейского алфавита. из еврейской буквы Цаде появились Червь и Цы, которая писалась как современное Ц из буквы Шин появились буквы Ш (Ша) и Шта (звук «Щ» в старославянском языке звучал как «ШТ») • С помощью кириллических букв обозначались и цифры. Эта система была заимствована из греческой и называлась «буквенной цифирью», в которой определенные буквы означали единицы, десятки и сотни, а из их сочетаний получались многозначные числа. • Несколько букв создали индивидуально: Б (буки), Ж (живете), Ъ (ер), Ы (еры), Ь (ерь), ЯТЬ, ЮСЫ малый и большой. (Информация на данных слайдах подаётся проявлением и щелчком) Слайд 9 показывает этапы реформы алфавита. Кириллица просуществовал неизменно до эпохи Петра 1. В 1708 г. Пётр1 ввёл гражданский шрифт, в 1710 г. появились буквы э, я вместо юсов. В 1735 г. исключены буквы Зело, Кси, Ижица. Введена буква Й. В 1738 г. приведено в соответствие написание i. В 1758 г. восстановлена Ижица. В 1783 г. предложено ввести букву Ё. В 1918 г. - Декрет о новой орфографии. Реформой предлагалось устранить «лишние» буквы «ять», «фиту», «и десятеричное», «ер» на конце слова и упростить некоторые правила орфографии. С 1956 г. – Новые правила орфографии, которыми мы пользуемся до сих пор. 3 часть (Слайды 10-25) - викторина, в которой участвуют две (или более) команд, остальные - болельщики. Викторина состоит из 10 вопросов, они сменяются щелчком или гиперссылкой-"клавишей". Вопросы: 1. Кто это? (показаны портреты Кирилла и Мефодия, подготовленные учащиеся из числа болельщиков дают краткую справку о них). 2. Сколько букв в кириллице? 3. Русская азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке, и только в ней, есть содержание. Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. Можно сказать, что каждая буква азбуки- живая, в ней светится душа! Праславянская Азбука представляет собой Послание — совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие — то есть букву. Рассмотрим три первые буквы азбуки — Аз, Буки, Веди. Азъ — “я”. Буки (букы) — “буквы, письмена”. Веди (веде) — “познал”, совершенное прошедшее время от “ведити” — знать, ведать. Объединяя акрофонические названия первых трёх букв Азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде – я знаю буквы. Составьте азбучное Послание и переведите его на русский язык. (Учащимся раздаётся кириллица) Задание болельщикам: А чтобы наши болельщики не скучали, мы им тоже дадим задание. Переведите на русский язык текст (болельщикам выдаётся текст). 4. Назовите по-старославянски предложенные слова (на экране русские слова). 5. В результате реформы 1918 г. была упразднена буква i – и-десятеричное. Почему она так называлась? Каковы причины ее упразднения? 6. Объясните пословицы: Гулял, бродил, к азам вернулся и Бог дал живот, даст и здоровье. 7. Современные школьники скажут, что знают азбуку «от А до Я». А как бы сказали В Древней Руси? В Древней Греции? 8. В церковнославянской пунктуации были такие знаки: пресекательный знак, вопросительная точка, точка удивления, вместительный знак, лапки. Как Вы думаете, каким современным знакам они соответствуют? 9. В русском языке много заимствованных библейских слов. Определите исконное и заимствованное слово и распределите их по колонкам: слово, серафим, икона, ангел, воскресение, прокуратор, легион, пасха, Господь. 10. Эти буквы кириллицы называли «немыми братьями» Назовите эти буквы. Объясните, почему они так назывались. (Ко всем вопросам есть ответы, которые появляются на экране после вопроса щелчком или с помощью гиперссылки-"клавиши") Слайд 26 - Подведём итоги. Критерии оценивания каждый учитель определяет сам. Примерно: вопросы 1, 2, 6, 7 - по 1 баллу; 4, 8, 9 - по 1 баллу за каждое слово; 3 вопрос - 5 баллов; 5, 10 вопросы - 2 балла. Болельщики могут принести своей команде 5 баллов. После подведения итогов учитель (или жюри) всем объявляет благодарность (Слайд 27), победителей награждает. Слайд 27 содержит список Интернет-ресурсов.