Обобщающий урок-игра «Физика 9 класс» Цели урока: Повторение материала по курсу физики 9 класса; расширение кругозора учащихся. Эпиграф к уроку: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт) Ход урока Этот урок проводится с целью повторения материала, и оживления учеб¬ного процесса. В подобных играх обучающихся всегда привлекает азарт соревнования друг с другом и ин-тересные вопросы. Вопросы и задания необходимо подобрать так, чтобы они охватывали материал по всем изу¬ченным темам. Урок идет в быстром темпе. Во время урока можно пользо¬ваться любой справочной литературой, включая учебник. I. Блиц-турнир 1. Что общего между ракетой и кальмаром? (Движутся, используя реак¬тивный принцип.) 2. Фамилия, имя и годы жизни ученого, подарившего миру 3 закона меха¬ники? (Исаак Ньютон. 1643-1727) 3. Почему мы не замечаем движения Земли вокруг Солнца, хотя скорость этого движения 30 км/с? (Центростремительное ускорение, связанное с об¬ращением Земли вокруг Солнца, чрезвычайно мало по сравнению с ускорени¬ем сипы тяжести на Земле.) 4. Устройство, работающее на слабых токах, при помощи которого можно управлять цепью, сила тока в которой велика. (Реле.) 5. Ученый, объяснивший намагниченность железа и стали электрически¬ми токами, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. (Ампер Андре Мари (1775-1836) - французский физик и математик, один из основоположников электродинамики, член Парижской академии наук) 6. Место магнита, где наблюдается наиболее сильное магнитное поле. (Полюс) 7. Энергия ионизирующего излучения, поглощенная облучаемым веще¬ством, рассчитанная на единицу его массы. (Доза.) 8. Ядро атома состоит из протонов и... (Нейтронов.) 9. Химический радиоактивный элемент, являющийся сырьем для получе¬ния атомной энергии. (Уран.) 10. Механическое взаимодействие между твердыми телами, возникающее в местах их соприкосновения и препятствующее их взаимному перемещению. (Трение.) 11. Тело, обладающее намагниченностью, т.е. создающее магнитное поле. (Магнит.) 12. Белку с лапками, полными орехов, посадили на гладкий горизонталь¬ный стол и толкнули вдоль него. Приблизившись к краю стола, белка почув¬ствовала опасность. Она знала закон движения Ньютона и, пользуясь одним из них, предотвратила свое падение на пол. Каким образом? (Выбросила впе¬ред орехи.) 13. Линия, по которой движется тело. (Траектория.) 14. Электрически нейтральная элементарная частица с массой покоя, рав¬ной 1,674920 • 10 -27 кг. (Нейтрон.) 15. Семья французских физиков, создавшая учение о радиоактивности. (Кюри.) 16. Что такое период колебаний? (Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется.) 17. Что называется математическим маятником? (Материальная точка, ко¬леблющаяся на неменяющемся со временем расстоянии от точки подвеса.) 18. Что такое волна? (Возмущения, распространяющиеся в простран¬стве, удаляясь от места их возникновения.) 19. В результате чего образуется эхо? (В результате отражения звука от различных преград.) II. Кроссворд «Наоборот» по теме «Кинематика» В сетке кроссворда стоят цифры, а по горизонтали вписаны слова, относя¬щиеся к повторяемой теме. Вопросы не нумеруются и располагаются столбиком в беспорядке. Нужно «взять» стоящий первый вопрос и соотнести с ним одно из слов-ответов, а затем около этого вопроса поставить цифру, которая «обозначит» нужное слово в сетке кроссворда. Затем так же поступить со вторым вопро¬сом и т.д. Задание: соотнесите приведенные ниже определения и слова в клетках кроссворда, поставьте около них числа. o Изменение скорости в единицу времени - (3) o Произведение массы тела на его скорость - (6) o 24 часа-(1) o Секунда - единица измерения... - (7) o Первый в мире летчик-космонавт - (2) Единица измерения пути - (5) o Сумма длин всех участков траектории, пройденных телом за рас¬сматриваемый промежуток времени - (4) III. Кроссворд по теме «Магнетизм» 1. Ученый, впервые обнаруживший взаимодействие электрического тока и магнитной стрелки. 2. Место магнита, где наблюдается наиболее сильное магнитное поле. 3. Устройство, работающее на слабых токах, при помощи которого можно управлять цепью, сила тока в которой велика. 4. Изобретатель первого в мире телеграфного аппарата, печатающего буквы. 5. 6. Приборы, совместное пользование которыми позволяет передавать звук на большие расстояния. 7. Изобретатель электромагнитного телеграфа и азбуки из точек и тире. 8. Ученый, объяснивший намагниченность железа и стали электрическими токами, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. 9. Прибор, служащий для ориентации на местности. 10. Русский ученый - электротехник, изобретатель электромагнитного те¬леграфа. 11. Одна из основных частей приборов (ответы заданий 5, 6 названных выше). 12. Приемник тока, служащий для превращения электрической энергии в механическую. 13. Металл, из которого делают постоянные магниты.
Если все слова вами отгаданы правильно, то в выделенных клетках получит¬ся слово, обозначающее катушку проводов с железным сердечником внутри. Ответы на кроссворд «Магнетизм»: 1. Эрстед Х.-К. (1771-1851). 2. Полюс. 3. Реле. 4. Якоби Б.С. (1801-1874). 5. Телефон. 6. Микрофон. 7. Морзе С. (1791-1872). 8. Ампер А.М. (1775-1836). 9. Компас. 10. Шиллинг П.Л. (1786-1837). 11. Мембрана. 12. Электродвигатель. 13. Сталь. Заключительное слово учителя: Как гласит русская пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытли¬вого ума. Так что запускайте свой «вечный двигатель», и вперед! Источники: • «Физика 9 класс» С.В.Громов , Просвещение, 2010г • http://img.posterlounge.de/images/wbig/jose-armet-portanell-rene-descartes-332928.jpg • http://kapway.com/images/zapadnoamerikanskij-opalovyj-kalmar_4.jpg • http://www.ukr-prom.com/img/alboms/16662009-12-0729900690.jpg • http://www.oborudunion.ru/l2429798/images/photocat/600x600/999814904.jpg • http://lh6.ggpht.com/_Ni8_C0SUAOc/TUq3-9EwkFI/AAAAAAAAORI/LNdXBc-a0Ig/SDC12139.JPG • http://funforkids.ru/pictures/iceage/iceage3_17.png • http://v-izhikowa.ru/wp-content/uploads/2013/03/m00993_mayatnik.jpg • источник шаблона: Фокина Лидия Петровна Сайт http://linda6035.ucoz.ru/