Тема урока Простые механизмы. Рычаг. Предмет Физика. Класс 7 класс Автор урока (ФИО, должность) Александрова Светлана Валерьяновна Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Свердловская область Республика/край - Город/поселение г. Каменск-Уральский Методическая информация Тип урока Изучение нового материала. Цели урока Предметная (образовательная): Усвоение в рамках урока представлений о простых механизмах, их назначении и принципе действия на примере рычага. Личностная (развивающая, воспитывающая): Создание на уроке условий для развития интересов и способностей учащихся. Метапредметная (деятельностная - УУД): Создание на уроке условий для формирования у учащихся навыков организации учебной деятельности и самоконтроля.. Задачи урока 1.Выяснить многообразие и назначение простых механизмов. 2.Знать о двух видах рычага и способах их применения. 3.Знать что такое точка опоры и плечо силы, уметь их определять. 4.Выяснить условие равновесия рычага и научиться решать несложные задачи на его применение.
1.Убедиться в разумном использовании человечеством достижений науки и техники. 2.Стремиться к самостоятельному приобретению новых знаний и умений решать задачи на их основе.
1.Формировать навыки постановки целей и задач урока. 2.Развивать навыки самооценки и самоконтроля. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока Приобретаемые на уроке ЗУНКи (знания, умения, навыки и качества) оговорены в задачах урока. 1.Приобретённые за урок ЗУНки диагностируются при выполнении индивидуального экспресс-теста и в процессе рефлексии. 2. Развить такие качества, как интересы и способности, навыки организации учебного труда и самоконтроля, за один урок нельзя, но создать условия, предложить ресурсы для их развития – можно.
Необходимое оборудование и материалы 1.Компьютер. 2.Видеопроектор и экран. 3. Презентация к уроку. 4.Раздаточный материал: «Маршрутная карта урока», мини-тест на печатной основе. 5.Демонстрационный рычаг с отверстиями, набор грузов, штатив. 6.Лист бумаги формата А3 с заготовкой «мухомора». 7.Коробочка-«копилка урока» и кружочки бумаги диаметром 3-4 см любого цвета, на которых учащиеся «рефлексуют» свою субъективную эмоционально-чувственную самооценку. Подробный конспект урока Мотивация учащихся
Слайд №2. Решение проблемной задачи Архимеда. Слайды №№3, 4, 21 и 22. Учитель создаёт проблемную ситуацию: 1.Реальную ли задачу поставил себе Архимед? 2.Каким образом возможно было возведение в давние времена Стоунхенджа и «шагающих» истуканов на острове Пасха? Учащиеся:
Рассматривают рис. в учебнике: строительство пирамид в Древнем Египте.
Высказывают предположения, опираясь на жизненный опыт.
Актуализация опорных знаний и умений Учитель рассказывает о широком применении рычага и иллюстрирует рассказ слайдами. Учащиеся формулируют затруднения: ситуации знакомы, но трудности в названии приспособлений, объяснении принципа их действия. Ход и содержание урока
Восприятие новой информации. Первичное запоминание и выявление связей Учитель предлагает выделить из всего многообразия простых механизмов рычаг, и решить на его примере поставленные задачи. Предлагает посмотреть несколько слайдов презентации и найти на предложенных слайдах общие и отличительные особенности двух типов рычага.
1.Что такое простые механизмы? 2.С какой целью они применяются? 3.Что такое рычаг? 4.В чем отличие рычагов разного типа? 5.Могут ли использоваться другие приспособления? С какой целью?
Знакомство с характеристиками рычага, рассматриваемого в качестве примера механизмов: плечо силы, линия действия силы. Предлагается выяснить, почему рычаги и другие механизмы позволяют получить выигрыш в силе или сделать рабочий процесс более удобным. Учащиеся рассматривают рисунки по применению рычага (некоторые рисунки на экране соответствуют рисункам в учебнике, что позволяет работать и учащимся с недостатком зрения).
1.Находят общий признак рычага: твёрдое тело, точка опоры. 2.Находят у рычагов отличия. 3. Формулируют ответы, фиксируют в виде определений и в виде схемы.
Физминутка Слайд № 13 для учителя. Слайд статичен во время выполнения упражнений для глаз, не привлекает внимания. Выполняют упражнения для глаз, так как на этом уроке учащиеся много работают с изображениями на экране. Восприятие новой информации. Первичное запоминание и выявление связей Демонстрационный эксперимент. Меняя плечи сил и изменяя массы грузов, действующих на рычаг, подвести учащихся к выводу условия равновесия рычага.
Так как расчетных задач в учебнике мало (УМК Перышкина А.В.),то условия задач-рисунков размещаю в презентации и «Маршрутных листах». Схематическое изображение рычага к задаче и её решение лучше выполнить на доске, в качестве примера. Предлагаю качественные задачи-вопросы. 1.Замечают, что для сохранения равновесия рычага необходимо приложить силу во столько же раз меньшую, во сколько раз больше плечо. 1.Рассуждают вместе с учителем о решении задачи. 2.Фиксируют решение задачи в тетради, в соответствии с требованиями алгоритма. 3.Решают задачу самостоятельно и сравнивают с готовым решением.
Оперативное закрепление, повторение пройденного. Фиксирование нового содержания в виде кратких выводов.
Слайд №2. Решение проблемной задачи Архимеда. Подведение итогов обсуждения, что теоретически да, задача выполнима. Но практически, есть ещё одна проблема, а не только отсутствие точки опоры и размер проводника. Но об этом – на другом уроке. Устное обсуждение наиболее важных моментов и запись выводов в тетради. (Выводы есть в презентации, но показать после обсуждения). Применяют полученные знания, приходят к выводу, что теоретически задача выполнима. Но смущают размеры рычага.
Проверка и оценивание ЗУНКов
УЭ-7 Самоконтроль с целью самооценки Самостоятельное выполнение индивидуальных заданий с самопроверкой и самооценкой выполненных заданий. Сами проверяют по готовым ответам и ставят отметку по инструкции. Если выполнено 5 заданий – «5», 4 задания – «4», 3 задания – «3» и т. д. Если в заданиях 4 и 5 есть хотябы одна ошибка – задание считается не выполненным. Индивидуальные тест-задания можно раздать на листах, но проверяются в экранном варианте (прилагается). Желающий ученик может сразу отвечать на компьютере. При наличии компьютеров на каждом столе – возможен электронный вариант.
Домашнее задание Прочитать параграфы 55, 56. Выучить определения. Записать решение задачи на с. 140. . Желающим – сделать фотографии или найти картинки с изображением рычага. Можно в цифровом варианте.
Рефлексия деятельности на уроке Учитель предлагает отразить усвоение материала и итоги самооценки на «мухоморе»: поставить точку ближе к центру круга в соответствии с уровнем усвоения элемента знаний (вид результата прилагается). Предлагается эмоциональное отношение к уроку выразить на кружочке бумаги нанесением: «+» - положительные эмоции, «-» - отрицательные эмоции и «пусто» - безразличие, и положить в «копилку урока» (коробку на столе). С обратной стороны ученики могут поставить отметку, полученную при самооценке.
Таким образом, можно получить экспресс-анализ степени усвоения материала. При первичном изучении лучше не выставлять отметки всем учащимся, а отметить только самых активных учеников.
Дополнительная необходимая информация Раздаточный материал и средства рефлексии размещены как приложение к конспекту урока. В помощь учителю Использованные источники и литература (если имеются) 1) А.В. Перышкин «Физика – 7 класс», учебник для общеобразовательных учебных заведений; 2) CD. Ханнанов Н.К. и др. «1С: Школа. Физика, 7 класс». ЗАО «1С» и ООО «1С-Паблишинг», 2006 г.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с исполь-зованием медиа-, мультимедиа ресурса, каким образом осуществить При объяснении материала, при опросе, лучше воспользоваться готовой графикой – выполнение большого количества рисунков на доске займёт много времени.
Визуализация учебного материала способствует лучшему его пониманию и запоминанию. Советы по логическому переходу от данного урока к последующим. Изучение материала фактически начинается и заканчивается на слайде №2. С этого же слайда (но в другой презентации), можно начинать урок по изучению «золотого» правила механики (подробнее в описании презентации). На следующем уроке актуализацию новых знаний начать с просмотра видеофрагмента Оксфордской видеоэнциклопедии для детей о многообразии используемых человеком простых механизмов. 2 часть. Механизмы. ООО «Видеогурман», 2001 г. А затем предложить решить задачу, в которой на рычаг действуют три силы. Проблемный переход к изучению правила моментов.
Другое Примечания: 1. Ссылки на скрытые слайды позволяют добавлять, изменять иллюстративный материал не нарушая работоспособности презентации. При отсутствии времени их можно вообще не открывать, а просмотреть этот материал при повторении на следующем уроке, при обобщении в конце изучения темы или на внеурочных занятиях.
2. Ссылки на решения задач можно тоже не открывать, если решение задач выполнить на доске мелом.
3. Самое важное «оправдание» этой формы презентации в том, что мне хотелось бы, чтобы ею мог воспользоваться и ученик, а не только учитель. Это могут быть ученики пропустившие занятия. Или учащиеся, находящиеся на домашнем или индивидуальном обучении.
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущенак участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом Конкурсе «Моя лучшая презентация» и публикации образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
Технический эксперт А.В. Русяева.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]