Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    http://myphonebox.ucoz.ru/


    Среда, 23.05.2018, 23:40ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Урок физики

    Сила трения в природе, технике и зимних видах спорта
    [ · Скачать удаленно (10 Mb) ] 17.09.2014, 21:26
    Ермакова Мира Владимировна
    учитель физики
    МОУ «ООШ х. Малая Скатовка
    Саратовского района Саратовской области»

    Методическая разработка
    Урок № 29
    Тема: Сила трения в природе, технике и зимних видах спорта.
    Цели урока:
    учебные: обобщить полученные знания о силе трения, обсудить роль силы трения в природе, технике и зимних видах спорта.
    развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей учащихся.
    воспитательные: показать значение опытных фактов, продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.
    Оборудование: динамометр; набор грузов; тележка; песок; смазка; лед.
    Демонстрации: способы изменения силы трения (посыпание поверхности песком, нанесение смазки).

    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Тестирование
    Учащимся раздаются карточки с проверочным тестом.
    Проверочный тест:
    1.Чему равна сила, которая действует на тело у поверхности земли, если масса тела 400г?
    а) 4000Н б) 40Н в) 4Н г) 0,4Н
    2.При растяжении пружины на 6 см в ней возникла сила упругости 300Н. Чему равен коэффициент упругости пружины?
    а) 500Н/м б) 5000Н/м в) 5Н/м г) 50Н/м
    3.Можно ли при помощи динамометра определить вес тела в невесомости?
    а) нет б) да
    в) нет, если тело находится на небольшой высоте
    г) да, если масса тела большая
    4.Какие существуют силы трения?
    а) трения скольжения
    б) трения покоя
    в) трения качения
    г) все названные силы
    5.Куда направлена сила трения покоя при ходьбе человека?
    а) вниз б) вверх
    в) в сторону, противоположную движению
    г) по ходу движения
    6.На неподвижный ящик начинает действовать сила в 40Н. При этом ящик остается на месте. Какая сила трения при этом возникает?
    а) 0Н б) 10Н в) 40Н г) 100Н
    Ответ:
    № задания 1 2 3 4 5 6
    ответ в б а г г в

    III. Доклады учеников
    Заслушиваются выступления двух учеников у доски. Один ученик рассказывает о видах трения в природе, другой – о причинах, которые приводят к образованию силы трения и путях изменения этой силы.
    IV. Лекция с элементами беседы и демонстрацией опытов
    Очень многие физические явления находят применение в повседневной жизни человека. Характерным примером является применение силы трения в технике и зимних видах спорта. В отдельных случаях без силы трения, которая должна быть значительной, невозможно движение.
    Помогает трение
    Начинать движение.
    Всем машинам, тракторам,
    Мотоциклам, поездам.
    Ну, а так же тормозить
    И их всех остановить.
    (сайд 5)
    Явление трения в технике (слайд 7)
    На примере опытов по изменению силы трения (посыпание поверхности песком, нанесение смазки), ученики убеждаются, что есть очень простые способы изменения силы трения.
    В технике очень часто необходимо уменьшать трение, чтобы увеличить срок службы деталей. В этих случаях трение скольжения заменяют при помощи подшипников трением качения, либо наносят смазку на трущиеся части. (слайд 8, 9, 10, 11)
    Для уменьшения силы трения ракетам, самолетам, автомобилям, поездам придают обтекаемую форму. (слайд 12)
    Трение в зимних видах спорта:
    1.Хоккей с шайбой (слайд 14)
    Хоккей обязан своим происхождением ... трению, точнее, весьма малому трению при скольжении плоской резиновой шайбы по льду. Именно это обстоятельство позволяет хоккеистам поддерживать невиданный темп игры, осуществляя молниеносные комбинации.
    2. Керлинг – это зимняя спортивная игра на льду (слайд 15)
    Керлинг – игра для людей любого возраста и физического состояния.
    Две команды, состоящие из четырех игроков, соревнуются в точности остановки в указанном месте специальных спортивных снарядов (так называемых камней), изготовленных из гранита.
    Корректирование траектории происходит по простым физическим законам: при трении лед тает, образуя тончайшую пленку воды, которая служит смазкой уменьшающей трение, а при царапании льда наоборот - сила трения возрастает и камень скользит медленнее.
    3. Лыжный спорт (сдайд 16)
    Две курносые подружки
    Не отстали друг от дружки.
    Обе по снегу бегут,
    Обе песенки поют,
    Обе ленты на снегу
    Оставляют на бегу.
    (Лыжи)
    Кто по снегу быстро мчится,
    Провалится не боится?
    (Лыжник)

    Почему скользят лыжи? (слайд 17)
    Когда мы скользим на лыжах по снегу, то преодолеваем трение, а на это требуется затратить энергию. Энергия, затраченная на преодоление трения, преобразуется в тепло. Снег под лыжами слегка подтаивает, тем самым вода создает смазку. И лыжи легко скользят.
    Для уменьшения силы, тормозящей движение, спортсмены прибегают к низким стойкам или стойкам с большим наклонам туловища. При больших наклонах тела возникает подъёмная сила, тем большая, чем больше наклон тела. (слайд 18)
    При скоростном спуске на санях и горных лыжах костюмы и снаряжение спортсменов должны быть обтекаемыми, чтобы уменьшить встречное сопротивление воздуха. Это достигается путем использования специальных тканей и материалов. (слайд 19)
    4. Конькобежный спорт (слайд 20)
    Мчусь как пуля я вперед,
    Лишь поскрипывает лед,
    Да мелькают огоньки.
    Кто несет меня? ...
    (Коньки)
    Законы физики – помогают конькам скользить, а человеку очень быстро перемещаться по льду. (слайд 21)
    Но когда на лед выходит человек на коньках, то узкие лезвия оказывают на замерзшую воду давление. Благодаря этому кристаллы льда нагреваются и рушатся, вновь превращаясь в воду.
    Лед плавится еще и под воздействием силы трения, которую пытается преодолеть конькобежец.
    При движении конькобежца на прямолинейном участке пути сила тяжести и сила давления со стороны льда, действующие на конькобежца по одной вертикали, уравновешивают друг друга. (слайд 22)
    Движение конькобежца на закруглении (слайд 23)
    Вес P и сила давления льда на конькобежца уже не уравновешивают друг друга. Равнодействующая этих сил направлена внутрь окружности. Угол наклона корпуса конькобежца и горизонтальной плоскости зависит от скорости и радиуса закругления пути.
    5. Фигурное катание (слайд 24)
    Фигурное катание - вид конькобежного спорта.
    За счет движения конькобежца по льду возникают силы трения, причем механическая энергия сил трения переходит во внутреннюю энергию льда.
    При скольжении по гладкой поверхности участвует сила трения покоя, позволяющая фигуристу отталкиваться от гладкой поверхности, когда он ставит конек на ребро, или резко останавливается при постановке конька на носок.
    При скольжении конька по гладкой поверхности, силы, действующие на тело - сила тяжести и сила реакции опоры - скомпенсированы, следовательно, не мешают телу двигаться равномерно.
    V. Закрепление материала
    Задачи:
    1.Спускаясь на лыжах или санках с горки, в каком случае вы катитесь дальше: когда горка хорошо «укатана» или когда засыпана рыхлым снегом? Почему? (слайд 25)
    2. С какой средней скоростью двигался лыжник по дистанции? (слайд 26)

    Ответ:

    3. На движущийся автомобиль в горизонтальном направлении действуют сила тяги двигателя 1,25 кН, сила трения 600 Н и сила сопротивления воздуха 450 Н. Чему равна равнодействующая этих сил? (слайд 27)
    Ответ:R = F тяг. – (Fтр. +Fс)
    R=1250 H – (600H+450H) =200H.
    4. Приведите примеры, когда трение приносит пользу и когда вред. (слайд 28)
    Ответ: Польза. При ходьбе, беге, езде на транспорте вред в движущихся частях машин.
    5. Обошлись бы при сборе урожая без мышки, если дед тянул репку с силой 0,4 кН, бабка – с силой 200 Н, внучка – с силой 50 Н, Жучка – с силой 0,03 кН, кошка – с силой 20 Н, мышка – с силой 2 Н, а репка зацепилась за землю с силой 701 Н? (слайд 29)
    Ответ: нет
    VI. Обобщение пройденного
    Объясните поговорки о трении: (слайд 30)
    1. Коси коса, пока роса:
    роса долой, и мы – домой.
    2. Что кругло легко катится.
    3. Лыжи скользят по погоде.
    4. Не подмажешь – не поедешь.
    Итоги урока
    Законы физики, безусловно, влияют на достижения спортсменов в зимних видах спорта. Без знания законов физики спортсмен не способен улучшать и совершенствовать свои достижения и достичь высоких результатов на олимпиаде. (слайд 31)

    Домашнее задание: (слайд 32)
    § 31-32, вопросы к параграфу, № 349, 360, 363, 367, 372.
    Задачи на смекалку:
    1. Колесо автомобиля буксует. Куда направлена сила трения скольжения между буксующим колесом и дорогой, которая действует:
    а) на колесо;
    б) дорогу? Куда направлена сила упругости дороги?

    Ответ: а) влево;
    б) вправо. Сила, с которой дорога действует на колесо, направлена вверх, перпендикулярно дороге.
    2.Зачем зимой задние колеса некоторых грузовых автомобилей перевязывают цепями?

    Ответ: Задние колеса автомобилей являются ведущими; для увеличения силы трения этих колес их обматывают цепями.

    Информационные ресурсы:
    1.А.В. Перышкин./ Курс физики, II ч., для средней школы – М.: «Просвещение», 1968.
    2. Перельман Я.И. Занимательная физика: Книга 1.- М.: Наука 1979.
    3.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008г.
    4.Сборник задач по физике: 7-9кл.: к учебникам А.В. Перышкин и др. «Физика. 7кл., 8кл., 9кл.» / А.В. Перышкин; составитель Г.А. Лонцова – М.: «Экзамен», 2013.
    5.Физика. 7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2010.
    6. Энциклопедия для детей: Т. 14 – «Техника». – М.: Аванта +, 2000.
    7. Я познаю мир: Детская энциклопедия «Мир загадочного». – М.: Астрель, 2004.
    8. Яндекс-картинки
    9.http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1953-01--num39
    10.www.ski.ru
    11.http://class-fizika.narod.ru/tren7.htm
    12.http://school.holm.ru/predmet/phisic/ — полезные материалы по физике
    Категория: Урок физики | Добавил: lidermira53
    Просмотров: 2320 | Загрузок: 246 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 1
    1  
    Уважаемая коллега!    

    Сообщаю, что Ваша работа не  допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация» в связи с нарушением п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.2 Положения конкурса и  Инструкции по размещению конкурсных материалов, а именно:  краткое описание размещенного конкурсного материала не соответствуют указанным требованиям Положения конкурса. Кроме того,  в нарушение Инструкции по размещению конкурсных материалов архив с Вашим материалом не размещен на Облако@mail.ru, Яндекс.Диске либо Google.Диске.
      
    Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".      

    Технический эксперт А.В. Русяева.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2018