Математика, 5-й класс. Урок-практикум. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Цели урока: Образовательные: • систематизировать знания об обыкновенных дробях; • повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; • Развивающие: • развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность. Воспитательные: • воспитывать стремление достигать поставленную цель; уверенности в себе, умение работать в коллективе, умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Знать: правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Уметь: складывать и вычитать обыкновенные дроби. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Оборудование: экран, мультимедиа, презентация "Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (слайды); бланк с тестом (приложение 1 таблицей ответов(приложение2), задания самостоятельной работы в 2 вариантах 3и4,смайлики для рефлексии приложение 5, нарисованная ёлочка (рисунок )). № п/п Этап урока Время Задачи этапа I. Организационный момент. 3 мин. Настроить учащихся на урок. II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. 10 мин. Повторить правильные, неправильные дроби, сокращение дробей, выделение целой части. III. Применение правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 9 мин. Повторить сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. IV. Физкультминутка. 3 мин. Снять утомление ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. V. Работа с учебником. 5 мин. Связь с жизнью. VII. Работа в парах. 9 мин. Повторить сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. VII. Домашнее задание. 2 мин. Инструктаж по домашнему заданию. VIII. Итог урока. 4 мин. Подведение итога. Выставление оценок. Рефлексия. Ход урока I. Организационный момент. Ребята, давайте, улыбнемся друг другу и начнем наш урок, сегодня наш урок – практикум будет проходить под девизом: «Покоряет вершины тот, кто к ним стремится» (преодолевая препятствия, добивается успеха в трудном деле тот, кто к ним стремится) (слайд №2).
Вершин на нашем уроке – 7, и каждый должен вложить свои усилия, чтобы покорить эти вершины.
II. Актуализация знаний. 1). Первая вершина. Проверка домашнего задания: Анализ выполнения задания из «Уз тест» в электронном варианте (15 примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей) , задача: В классе 24 учащихся, 5/8 из них составляют мальчики. Сколько мальчиков в классе?( до звонка на урок один ученик на доске оформляет решение задачи и объясняет). Решение. Мальчики составляют 5/8 от всего количества учащихся, т.е. от числа 24.Знаменатель дроби 8 показывает, что все количество учащихся нужно разделить на 8. 24 : 8 = 3 (уч.) – 1/8 часть класса. Числитель дроби 5 показывает, что нужно взять 5 таких частей. 3 • 5 = 15 (уч.) –мальчиков в классе. Решить задачу можно, составив выражение: (24:8)•5=15. Ответ: 15 мальчиков в классе.
2).Вторая вершина. Повторение пройденного материала (сайды №3, №4). Повторим пройденное с помощью одного числа 12 (сегодняшнее число) в виде соревнования двух команд. ( Демонстрируется карточка с числом 12)
1. Разберите по составу число 12. 2. Число 12- простое или составное? 3. Дополните число 12 до ста. 4. Назовите число , которое больше числа 12 на 120. 5. Назовите число, которое меньше числа 12 на 12. 6. Назовите число , которое больше числа 12 в 0,1 раза. 7. Назовите число, которое меньше числа 12 в 4 раза. 8. Что получится, если числа 12 разделить на это же число. 9. Приведите пример правильной дроби со знаменателем 12. 10. Приведите пример правильной дроби со знаменателем12 11. Приведите пример правильной дроби с числителем 12.. 12. Приведите пример неправильной дроби с числителем 12. 13. Что означает а/12 + в/12 ? 14. Что означает а/12 - в/12 ?
Оценивает учитель .
Сегодня по теме: «Сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями» мы с вами повторим, обобщим и приведём в систему изученный материал (слайд №1). 3). Третья вершина. Закрепим наши знания при выполнении теста (приложение1, слайд № 5- задания, №6-задания с ответами). ТЕСТ 1. Найдите правильную дробь: А) ; Б) ; В) . 2. Найдите неправильную дробь: А) ; Б) ; В) . 3. Сократите дробь : А) ; Б) ; В) . 4. Приведите дробь к знаменателю 28: А) ; Б) ; В) . 5. Выделите целую часть : А) ; Б) ; В) . Ответы вписывают в таблицу. 1 2 3 4 5
Обменяться тетрадями, выполнить взаимопроверку. Подвести итог: • 5 "+" отметка 5, • 4 "+" отметка 4 , • 3 "+" отметка 3. III. Применение правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Четвертая вершина. Какие обыкновенные дроби мы умеем складывать? - дроби с одинаковыми и разными знаменателями. Повторим сложение дробей с одинаковыми знаменателями. - чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения. - чтобы вычесть дроби с одинаковыми знаменателями, надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить без изменения. Закрепим знания на практике. Учащимся предлагается вычислить устно примеры и ответы записать в бланк ответов задания № 2 (приложение 2, слайд №7-задания, слайд №8-задания с решениями).
IV. Физкультминутка. Пятая вершина. Игра «Хлопушка». Вспомним определения правильных и неправильных дробей. И поиграем в игру «Хлопушка». Я читаю дроби, а если вы услышали среди них неправильную дробь, то ваша задача хлопнуть. Если дробь неправильная – наклоны головы влево, вправо:
Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. (Оценивает учитель) V. Работа с учебником (связь с жизнью). Шестая вершина. №1014. 2013 год, посвящен к какому году? Для чего сажают деревья? Оценивает учитель.
VI . Работа в парах. Сравнение обыкновенных дробей. Седьмая вершина. (Приложение 3, 4) Решение 1 задания разобрать используя правило, 2 задание решить по образцу. Затем решение 1 задания объяснить другу, 2 задание делает по образцу, ты проверяешь и наоборот.
Вариант 1 При сравнении дробей надо руководствоваться следующими правилами.
Если у дробей одинаковые знаменатели, большей дробью будет та, у которой числитель больше. 10 7 10 10 Задание 1 7 12 15 15
Задание 2
5 6 17 17 1 12 18
Вариант 2. При сравнении дробей надо руководствоваться следующими правилами.
Если у дробей одинаковые числители, то большей дробью будет та, у которой знаменатель меньше.
На координатном луче меньшая дробь находится левее, а большая правее.
Задание 1 12 12 15 7 12 12 18 8 Задание 2
5 6 17 17 12 9 12 12
Оценивают ученики друг друга. VII. Домашнее задание (слайд №9). №1041. По –желанию подготовить выступление о истории дробях (Как же возникла необходимость в обыкновенных дробях? Откуда они взялись, как, когда, где и кто начал изучать дроби? Как записывали и использовали дроби в разные времена и в разных странах?). VIII. Подведение итогов. Работали под девизом: «Покоряет вершины тот, кто к ним стремится» Каждый на уроке вложил свои усилия, чтобы покорить эти вершины. Кто у нас насколько покорил? "Ёлочка настроения"(слайд № 10). Дети, рисуйте рот у шара-смайлика и прикрепите его на ёлочку( вешается плакат ёлки). -Я доволен своей работай на уроке. -На уроке я работал неплохо. -На уроке мне было трудно.
А теперь находим среднее арифметическое из оценок.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки. Спасибо дети за урок.
Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация» в связи с тем, что презентация не скачивается (указана неверная ссылка).
Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из рассылок "Мультимедиа для педагогов", "Новая школа".
Технический эксперт А.В. Русяева.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]