Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главное
Визуал Конкурс
Мне нравится!
Конкурс презентацй
Фотография
Инфографика
Видео
Иллюзии
Обучение в МУ
Визуал выставка
    Поиск по сайту
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ... Яндекс.Метрика
    Сайт принадлежит

    //myphonebox.ucoz.ru/


    Суббота, 20.04.2024, 18:46ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
    Визуал ЛАБ
    образовательного портала "Мой университет"

    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
    [ · Скачать удаленно (1,4МБ) ] 12.09.2014, 10:42
    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
    Е.Я. Володина, учитель-логопед КОУ Омской области
    «Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная
    школа-интернат VIII вида»

    Тема. Слова - «неприятели» (слова с противоположным значением)

    Цель. Расширить представление детей о словах с противоположным значением.

    Задачи.
    1. Отрабатывать умения самостоятельно подбирать противоположные по смыслу слова к предложенным словам и картинкам, выделять их в тексте.
    2. Активизировать и расширять словарный запас учащихся за счёт адекватного использования антонимов в самостоятельной речи; развивать внимание, мышление на основе упражнений на сравнение.
    3. Развивать мотивацию к учению.

    ХОД ЗАНЯТИЯ
    СЛАЙД
    I. ОРГМОМЕНТ (Психогимнастика, рефлекия)
    Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас всё занятие.

    СЛАЙД
    А поможет нам в этом вот этот цветок. Как приятно в этот морозный день вдохнуть нежный аромат хризантемы. Давайте встанем в круг, вдохнём аромат цветка и скажем: «Мы рады видеть друг друга!»
    - Вот мы и поприветствовали друг друга.
    Хорошее настроение? Вот таким должно остаться настроение и к концу занятия, если вы будете внимательно слушать, правильно отвечать и активно работать.

    СЛАЙД
    Для этого выполним упражнение «Думательный колпак». Это упражнение поможет вам сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.
    Исходное положение: сидя или стоя. Держать голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Взять руками уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы спереди. Массировать уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Упражнение выполняется 4 раза. Теперь мы настроились на работу.

    СЛАЙД
    Критерии. Оцени себя
    Поэтому в конце занятия вы должны будете оценить свою работу c помощью вот такой ёлочки. Ребята, почему я выбрала ёлку?
    Вы должны будете украсить ёлочку снежинками.
    СЛАЙД (показать карточки со снежинками)
    Снежинками мы будем пользоваться в течение занятия на определённых этапах, где вы должны будете оценить себя.
    белая снежинка - тема вам понятна, ошибок нет; (отлично);
    голубая снежинка - тема вам понятна, но были допущены ошибки в подборе нужных слов; (хорошо);
    синяя снежинка обозначает, что тема, над которой мы будем работать, вам ещё непонятна; (подтянись).

    Прежде, чем начнём работать по теме, подготовим артикуляционный аппарат к речи.

    СЛАЙД
    II. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
    • Губы (чередование)
    «трубочка»; «улыбочка»;
    «забор»; «хоботок»;
    • Язык
    «Часики» - кончик языка двигается влево, вправо;
    «Качели» - поднять язык за верхние зубы, опустить язык за нижние зубы.
    ИТОГ.
    Вспомним основное правило речи.
    • Прежде, чем говорить, подумай.
    • Говори достаточно громко, чётко и выразительно, чтобы твоя речь была понятна всем.
    Докажем это.
    СЛАЙД
    III. РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА
    Работа над голосом
    Произнести слоги ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ на выдохе
    • в средней тональности;
    • повышая голос;
    • понижая голос
    СЛАЙД
    Работа над дикцией
    Шесть мышат в камыше шуршат.
    • прочитать скороговорку;
    • про себя (немая артикуляция);
    СЛАЙД
    • вслух громко повторить без зрительной опоры.
    ИТОГ. Вот теперь мы подготовили полностью артикуляционный аппарат к речи.

    IV. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

    СЛАЙД
    Помогите мне определить тему нашего занятия.
    Когда вы делали упражнение «Часики», какие я называла слова? (влево – вправо); а когда - «Качели?» (поднять – опустить). Как мы называем эти слова? (Слова с противоположным значением). Как можно по-другому назвать эти слова? (Слова - «неприятели)
    СЛАЙД
    Итак, тема сегодняшнего занятия: Слова - «неприятели».
    - Запись числа, темы урока в тетрадь.
    Мне хотелось бы, чтобы вы сами попытались определить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. А для этого послушайте одну поучительную историю.
    СЛАЙД
    Жил - был мальчик - упрямый, невоспитанный. Он всё делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать - он встаёт. Просит повернуться к ней - он отворачивается; улыбнуться - он плачет. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком - Наоборот. Услышала про мальчика королева - Наоборот, обрадовалась и забрала его в свою страну, где живут слова с противоположным значением.

    СЛАЙД
    Нам с вами нужно вернуть мальчика домой. Чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы детей. Опираться на ёлку.)
    Объявление цели занятия: мы вспомним материал, который изучали на предыдущих занятиях, мы будем продолжать знакомиться со словами -«неприятелями», узнаем, какую роль слова-«неприятели» играют в нашей речи, научимся самостоятельно подбирать противоположные по смыслу слова к предложенным словам и картинкам, выделять их в предложениях, в тексте.
    V. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
    Прежде чем, мы поможем Мальчику - Наоборот выполнить все задания, мы должны вспомнить о чём мы говорили на прошлых занятиях. С какой большой темой мы познакомились? («Лексика», открыть слово, висит в течение урока). Что мы изучили в теме «Лексика?», какие слова? (Слова - «приятели», слова - «неприятели»). Я предлагаю сначала вспомнить наших старых друзей, о которых мы говорили на прошлых уроках. Поучаствуем в игре «Да или нет». У всех учеников есть карточки со словами «Да», «Нет». Если прочитанное утверждение правильное, то ученики поднимают сигнальную карточку «Да» и наоборот.
    СЛАЙД
    1. В лексике изучается словарный состав языка. (ДА)
    2. Слова - «приятели» - это слова близкие по значению. (ДА)
    3. Слова - «приятели» делают нашу речь некрасивой, неточной, невыразительной. (НЕТ)
    4. Слова «смелый», «отважный», «храбрый» - это слова - «приятели». (ДА)
    5. Слова - «неприятели» - это слова противоположные по значению. (ДА)
    6. Слова - «неприятели» не расширяют, не пополняют словарный запас (не связывают слова в предложении). (НЕТ)
    7. Слова «потолок», «пол» - это слова - «неприятели». (ДА)
    - Итак, мы повторили материал, который изучали ранее. Продолжаем работать по нашей теме «Слова - «неприятели», поможем Мальчику-Наоборот выполнить все задания.

    СЛАЙД
    Гимнастика для глаз
    Потрите кончики пальцев, когда почувствуете в них тепло - прижмите сомкнутые пальчики к закрытым векам. Посидите так 10 секунд, затем медленно откройте глаза. Посмотрите на шарик на слайде и последите за шариком глазами. Закройте глаза, откройте.
    VI. РАБОТА ПО ТЕМЕ
    СЛАЙД
    • Уровень слова
    - Сыграем с Мальчиком-Наоборот в лото.
    Игра «Подбери пару».
    Каждый ученик получает карточку, на которой записаны слова. Все слова на каждой карточке расположены в разном порядке. У логопеда и учащихся маленькие карточки, на которых даны антонимы (слова - «неприятели») к данным словам. Логопед называет слово, ученик закрывает маленькой карточкой слово на большой карточке.

    Маленькие карточки

    Медленно, лёгкий, кислый, зима.

    ТЯЖЁЛЫЙ ЛЕТО
    СЛАДКИЙ БЫСТРО
    БЫСТРО ТЯЖЁЛЫЙ
    ЛЕТО СЛАДКИЙ

    ЛЕТО СЛАДКИЙ
    БЫСТРО ТЯЖЁЛЫЙ
    СЛАДКИЙ ТЯЖЁЛЫЙ
    ЛЕТО БЫСТРО

    ИТОГ. Как называются слова, которые использовали в этой игре?
    СЛАЙД
    - Самостоятельная работа
    Подобрать к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением. Соединить линиями нужные слова. (Карточки) (У Кати З. - два слова)
    Выяснить значение новых слов: восход, закат. (6 класс, география)
    Молодой Закат
    Жара Лень
    Восход Старый
    Труд Холод
    ИТОГ. На следующем занятии я скажу результаты вашей самостоятельной работы. Ребята! Как называются эти слова?
    СЛАЙД
    Оцените свою работу на этом этапе. Обведите снежинку определённого цвета.
    Поэтому Мальчику-Наоборот открыт путь к следующим заданиям.

    СЛАЙД
    • Уровень словосочетания
    - Упражнение «Скажи наоборот»
    СЛАЙД
    Для этого вы должны послушать словосочетание, составить новое словосочетание, опираясь на картинку на слайде, употребляя слова с противоположным значением. Отвечать полным ответом.
    День летний? Нет. День зимний.
    День пасмурный? Нет. День солнечный.
    Небо тёмное? Нет. Небо светлое.
    Лимон сладкий? Нет. Лимон кислый.
    Девочка грустная? Нет. Девочка весёлая.
    Платье короткое? Нет. Платье длинное.

    СЛАЙД
    Динамическая пауза на 20-й минуте.
    Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.

    Сели - встали
    Опустили руки - подняли
    Подняли руки - опустили руки
    Открыли широко глаза - закрыли глаза
    Закрыли рот - открыли рот
    Открыли рот - закрыли рот
    Показали ладони - спрятали
    Встали на пяточки - встали на носочки
    Встали - сели

    СЛАЙД
    Работа со словосочетанием
    Упражнение «Исправь ошибку»
    Что нельзя сказать о человеке одновременно? Для этого найти противоположные по значению слова.
    Лётчик – молодой, красивый, старый
    Дедушка - усатый, добрый, злой

    Развитие слухового восприятия
    Что нельзя сказать о данном животном одновременно? Для этого найти противоположные по значению слова.
    Кошка – домашняя, пушистая, дикая

    ИТОГ. Какие слова мы выделяли в словосочетаниях? (Слова - «неприятели»).

    СЛАЙД
    Оценить свою работу, выбрав снежинку.
    Покажем Мальчику-Наоборот следующие задания?

    СЛАЙД
    • Уровень предложения
    СЛАЙД
    - Оценить правильность предложений. Заполнить таблицу. Если слова -«неприятели» употреблены правильно, вы должны поставить под номером предложения знак «+», если неправильно - знак «-».
    1. Слон большой, а комар маленький.
    2. Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно.
    3. Камень лёгкий, а пух тяжёлый.
    4. Днём светло, а ночью темно.
    1 2 3 4
    + - - +

    СЛАЙД
    Проверка. Таблица.

    - Закончить работу над предложением предлагаю следующим заданием. Давайте поразмышляем немножко. Похожи мы друг на друга или мы разные? А вот какие бывают люди, мы узнаем из предложения.

    СЛАЙД
    - Прочитать предложение.

    Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и глупые, здоровые и больные, трудолюбивые и ленивые.

    - Есть ли слова – «неприятели» в предложении?
    - Назвать 1-ю пару и т.д. Сколько всего пар?
    СЛАЙД
    - Подчеркнуть только те слова, с помощью которых вы себя охарактеризовали бы, т.е. какими вы хотите себя видеть.

    ИТОГ. Какие слова мы подбирали и выделяли в предложениях? Делают они нашу речь красивой?

    СЛАЙД
    Оценить свою работу, выбрав снежинку.
    Пропустим Мальчика-Наоборот дальше?

    СЛАЙД
    • Уровень текста
    СЛАЙД
    - Прочитать текст.
    Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я шёл домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что, я хуже других?

    - Про какого ученика этот рассказ? Давайте изменим рассказ.
    Замените подчёркнутые слова на противоположные по значению.
    СЛАЙД
    Я стал плохим (хорошим) учеником. Тетради у меня грязные (чистые), пишу я небрежно (красиво). Грустно (весело) я иду домой после уроков. Мама всегда огорчается (радуется), когда видит мой дневник. Я стал хуже (лучше) других.
    - Какой рассказ вам понравился больше? Почему?
    - ИТОГ. Какие слова мы использовали? Связывали слова- «неприятели» предложения в тексте?
    (Дополнительный итог)
    Вспомним в этих двух текстах слова - «неприятели». Я начинаю, вы продолжаете: плохой - …, грязный - …, небрежно -…, грустно -…, огорчается -…, хуже -… .

    СЛАЙД
    Оценить свою работу, выбрав снежинку.

    СЛАЙД
    VII. ИТОГ занятия
    Вспомним название большой темы, с которой мы познакомились;
    тему, над которой мы работали сегодня.
    - Скажите, что же это за слова - слова - «неприятели?»
    (Это слова с противоположными значениями.)
    Научились самостоятельно подбирать противоположные по смыслу слова к предложенным словам и картинкам, выделять их в предложениях, в тексте.
    Узнали, какую роль слова - «неприятели» играют в нашей речи.
    Предложения, в которых используются слова - «неприятели», становятся более выразительными, красивыми. Используются слова - «неприятели» для связи предложений в тексте, для связи частей текста.
    - А какое задание вам больше всего понравилось?

    VIII. Оценка своей деятельности
    СЛАЙД
    Подсчитать у кого каких снежинок получилось больше. Добавить самой каждому по снежинке.
    Вы должны будете украсить ёлочку: прикрепить снежинку (синюю, голубую, белую).

    СЛАЙД
    Оцени себя
    Учащиеся выходят к доске и распределяют снежинки.
    СЛАЙД
    Смотрите, какой результат у нас получился!
    Наверное, потому что мы с вами сегодня улыбались, у нас было хорошее настроение. Вот поэтому у нас с вами вот такой результат.., у вас всё получилось!

    Оценка деятельности учащихся.
    Ваши глаза, уши, языки и, конечно, голова поработали на славу. Мне понравилось, как вы слушали, вникали и всё запоминали, вы были внимательны, старались говорить неторопливо, чётко, ясно и красиво).

    Сегодня на занятии были активными У1, У2…. .
    У3 не всегда был внимательным, отвлекался. Поэтому не всё получилось.

    СЛАЙД

    Дополнительно
    - Практическое задание. Заменить слова-действия на противоположные по смыслу слова.
    Логопед предъявляет инструкцию. Ученица выполняет действия.
    - Надень шапку.
    - Надень пальто.
    - Застегни пуговицы.
    - Аккуратно завяжи шарф.

    Ученики предъявляют инструкцию-наоборот.
    - Сними шапку.
    - Развяжи шарф.
    - Расстегни пуговицы.
    - Сними пальто.
    ИТОГ. Какие слова мы употребляли, чтобы выполнить инструкции в этом задании? Назвать пары.
    Использованная литература

    1. Козырева Л.М. Слова - друзья и слова - неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. - Ярославль: Академия развития, 2006.
    2. Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок. - Волгоград: Учитель, 2011.
    3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
    Категория: Логопедические занятия | Добавил: elvolodina2009
    Просмотров: 1709 | Загрузок: 672 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    Уважаемая Елена Яковлевна!
    Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом конкурсе «Моя лучшая презентация». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом Конкурсе «Моя лучшая презентация» и публикации
    образовательного материала на сайте www.moi-fotoalbom.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
    С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Используются технологии uCozCopyright MyCorp © 2024